Сопоставление параметров личностной приспособленности учащихся 00-00 классов МОУ для детей МУК и школьников 0-0 классов позволяет заключить, что первая из названных категорий оптантов существенно более позитивно воспринимает и переживает свое взаимодействие с социумом (Табл. 0.0).
Таблица 0.0
Личностная приспособленность учащихся 00-00 классов и школьников 0-0 классов МОУ для детей МУК, баллов
a |
b |
c |
d |
e |
f | ||
Учащиеся 00-00 классов |
юноши (0 чел.) |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
девушки (00 чел.) |
0,0 |
0,0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 | |
в целом по подвыборке (00 чел.) |
0,0 |
0,0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,0 | |
Школьники 0-0 классов |
юноши (00 чел.) |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
девушки (00 чел.) |
0,00 |
0,00 |
0,0 |
0,00 |
0,00 |
0,0 | |
в целом по подвыборке (00 чел.) |
0,00 |
0,00 |
0,0 |
0,00 |
0,0 |
0,0 |
В отличие от школьников 0-0 классов, учащиеся 00-00 классов МОУ для детей МУК:
увереннее чувствуют себя в повседневных социальных контактах, занимая во взаимодействии с окружающими самостоятельную и более активную позицию;
позитивнее воспринимают отношения между собой и другими членами общества.
изменяется профессиональное самоопределение, так например если школьники более всего привержены рабочим профессиям, то учащиеся 00-00 классов видят себя в профессиях с более высоким профессиональным статусом;
лучше контролируют свои субъективные переживания, имеют более позитивный и стеничный эмоциональный фон жизнедеятельности и поведения (юноши).
Можно предположить, что раннее формирование реального профессионального «Я», кристаллизация ролевой структуры «Я – субъект профессиональной деятельности» содействуют расширению границ самосознания развивающейся личности и его адекватному структурированию, задавая при этом и иной – более адекватный и конструктивный – смысловой масштаб восприятия и оценки жизненных проблем.
При этом и учащиеся 00-00 классов и школьники 0-0 классов МОУ для детей МУК обнаруживают примерно одинаковый уровень баланса тенденций враждебности – доброжелательности по отношению к другим людям.
Следует отметить также и сходный характер отношения к существующим в обществе полоролевым стандартам в двух анализируемых подвыборках. Как у учащихся, так и у школьников отмечается своеобразная идентификационная инверсия, выражающаяся в интересе со стороны юношей к традиционно фемининным занятиям и социальным обязанностям и тропизме девушек к маскулинным образцам социального поведения, мышления и эмоционального реагирования. Данный факт, выявившийся в рассматриваемой выборке, может быть понят как локальная проекция глобальной тенденции уменьшения степени поляризации дихотомии «мужское – женское» (в том числе и в сфере профессиональной деятельности). Примечательно, что прошедшие начальную профессиональную подготовку девушки в большей степени, чем их сверстницы-школьницы ориентированы на мужские виды деятельности и социального поведения, обнаруживая, таким образом, большую независимость от социальных стандартов и стереотипов. Это, в свою очередь, существенно расширяет поле профессионального и жизненного самоопределения.
Педагогические заметки:
Анализ требований образовательных программ по воспитанию
детей в сюжетно-ролевых играх
Сюжетно-ролевая игра в педагогическом процессе дошкольного учреждения занимает важное место. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руковод ...
Психологические основы творчества личности
Творческая личность, творческий человек, творец - эти слова очень часто употребляются не только в научной среде, в учебном процессе, но и в бытовой лексике. Это понятие небезразлично для каждого из нас, в какой-то мере оно применимо к каждому из нас. Родители и учителя хотят видеть в своих детях, в ...
Значение личного примера руководителя, наставника в
индивидуально-воспитательной работе с сотрудниками ОВД
Один из ведущих методов индивидуального воздействия - это личный пример руководителя, наставника. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что влияние личности воспитателя составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний ...