Методики и эмпирическая база исследования

Страница 3

Возможны разные варианты обработки результатов (по опроснику ЛПП):

0) Первый вариант. Листочки собираются, и психолог сам оценивает качество ответов. Ниже представлены ориентировочные критерии оценок (по каждому вопросу):

0 балл — отказ отвечать на данный вопрос;

0 балла — явно ошибочный ответ или честное признание в отсутствии ответа;

0 балла — минимально конкретизированный ответ (например, собираюсь поступать в институт, но неясно, в какой);

0 балла — конкретный ответ с попыткой обоснования; 0 баллов — конкретный и хорошо обоснованный ответ, не противоречащий другим ответам.

0) Второй вариант. Сначала учащиеся сами оценивают свои ответы (предварительно совместно разбираются 0—0 анонимные работы и учащиеся осваивают систему оценки на чужих примерах), затем психолог собирает листочки, оценивает их и сравнивает с самооценками школьников.

При совместном использовании ЛПП и теста определения самооценки выявляется уровень значимости пяти основных жизненных сфер:

профессиональной жизни;

обучения и образования;

семейной жизни;

общественной жизни;

увлечений.

Кроме того, с помощью этой вариантики возможно проанализировать структуру «ценностной насыщенности» сферы профессиональной жизни, что даст возможность увидеть, какие из терминальных ценностей (и в какой мере) опрашиваемые стремятся реализовать в своей будущей профессиональной деятельности, выяснить их предрасположенность к определенному типу идентификации с профессией.

Методика позволяет диагностировать пять своеобразных типов (факторов) профессиональных установок:

Нерешительность в профессиональном выборе (F0). Для оптантов, набирающих меньшее количество баллов по данной шкале, характерными являются: чувство нерешительности, неуверенности, трудности с началом деятельности, отсутствие четких представлений и критериев, касающихся профессионального развития, плохая информированность о мире профессий. Соответственно при высоких значениях можно говорить о решительности и уверенности профессионального выбора.

Рационализм профессионального выбора (F0). Полюс высоки значений характеризуется основательностью, рационализмом, рассудочностью, готовностью действовать по плану после обстоятельных размышлений, неимпульсивностью. Противоположный полюс этого фактора можно рассматривать как показатель импульсивности и неосновательности.

Оптимизм в отношении профессионального будущего (F0) связан с идеализацией, юношеским максимализмом, чувством избранности, с ощущением, что абсолютно все проблемы могут быть разрешены. Противоположный полюс – реализм профессионального выбора.

Высокая самооценка (F0). В область высоких значений данной шкалы попадают оптанты, характеризующиеся завышенной самооценкой, верой в свои силы и способности, чрезмерным доверием своему субъективному впечатлению, упорством и готовностью к преодолению трудностей. Низкие значения этого фактора могут свидетельствовать о заниженной самооценке и наличии неудачного опыта решения жизненных задач.

Зависимость в профессиональном выборе (F0). На полюсе низких значений сосредотачиваются индивиды, обнаруживающие несамостоятельность, податливость и зависимость от других в решении вопросов о своем профессиональном будущем, социально незрелые. Противоположный полюс этого фактора – независимость в профессиональном выборе.

Наряду с вышеназванными опросниками возможно использовать методы наблюдения, неструктурированного интервью и беседы.

Математико-статистическая обработка эмпирической информации будет осуществляться при помощи процедур вычисления средних значений, среднего квадратического отклонения, частотного анализа.

Выборка старшеклассников, для эмпирической базы мониторинга психологической эффективности профессиональной ориентации, должна быть структурирована в соответствии с организационным принципом проведения исследования, а именно принципом сравнения личностных характеристик двух контрольных групп учащихся 0-0 и 00-00 классов нескольких общеобразовательных школ г. В. Х-а.

Страницы: 1 2 3 4 5

Педагогические заметки:

Контроль как звено учебного процесса. Объект и функции контроля
Неотъемлемой частью сложного процесса учебно-воспитательной работы является контроль. В широком смысле контроль связан с ориен­тировочной деятельностью человека, а без нее учебная работа ученика и работа учителя невозможны. Контроль — наиболее широкое по объему понятие. Он охватывает и включает в с ...

Анализ изменений коммуникативных характеристик ребёнка дошкольника после его участия в театрально-художественной деятельности
Далее в нашей курсовой работе мы провели сравнительный анализ результатов диагностики (до проведения коррекционной работы и после). По результатам этого анализа можно проследить положительное влияние театрально- художественной деятельности на развитие коммуникативных характеристик личности ребенка ...

Развитие воображения у детей младшего школьного возраста в процессе творческой деятельности
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я.Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Под творческими (креативными) способностями учащихся мы понимаем « комплексные возможности ученика в совершении дея ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru