При использовании проектной методики наиболее ярко высвечиваются учебно-коммуникативные умения учащихся на третьем этапе – презентации проектов:
– умение слушать – это главное умение, оно требует от ученика сосредоточенности, определенной работы над собой и зависит от устойчивости нервной системы и психики;
– не менее трудная задача – умение слушать и одновременно записывать содержание;
– умение задавать уточняющие вопросы;
– умение выступать перед аудиторией;
– умение проявлять организаторские способности.
Третий этап
– защита и обсуждение проектов проходит в торжественной обстановке. На уроке присутствуют гости – учителя иностранных языков различных школ города, учителя из родной школы. Они образуют экспертную комиссию, которая должна определить лучшие проекты. Учащиеся приходят в праздничной форме. Помещение украшается, делается выставка работ учеников. Расстановка столов в классе необычна: ребята сидят напротив друг друга, они сидят по группам со своим консультантом.
Во вступительном слове учитель ставит перед учениками следующие задачи: представить свой проект и оценить проекты своих товарищей. Перед каждым учеником лежит листок со схемой: Во время прослушивания проектов учащиеся заполняют эту таблицу – это необходимо для выполнения домашнего задания: составить комментарий или рассказ о данном уроке, о выступлениях своих товарищей.
После презентации проектов идет обмен мнениями, какой проект на их взгляд был наиболее интересный. Экспертная группа тоже высказывает свое мнение.
В программу учебной встречи были включены развлекательные элементы: произошел обмен «подарками» групп друг другу, были исполнены песни и стихи.
Практический выход этого урока – передача материалов фоторепортажа «Наш прошлый учебный год» в школьный музей, а также использование его в качестве наглядного пособия на уроках в других классах.
Как мы видим, метод проектов четко ориентирован на реальный, практический результат, значимый для школьника. У каждого ученика есть возможность развить свои способности и таланты, проверять и проявлять себя в лидерстве. У школьников появляется личная ответственность за свои знания, которые он включает в свою реальную деятельность.
Работая над проектом, школьники учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками. Учитель становится их равноправным партнером и консультантом. Совместная работа сплачивает коллектив, растет взаимодействие учащихся. Каждый ученик старается довести начатое им дело до конца, чтобы показать результат своего труда. Проектная методика дает большие возможности для активной устной практики учащихся.
Из всего вышеизложенного следует, что изучение иностранного языка – это прекрасное средство для развития всех учебных умений и навыков учащихся. Более того, формирование многих из названных умений и является задачами обучения различным видам речевой деятельности.
Опыт работы учителя Лавриненко Людмилы Владимировны, которая работает в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №5», г. Саяногорск.
Также интересно представлен проект учителями Клейменовой Александрой Сергеевной и Хабаровой Натальей Александровной, которые разработали для 4-го класса предлагают тему «School Life».Тематика очень близка школьникам. Учащимся двух классов было предложено рассказать о своей школьной жизни и представить проект в виде презентации в программе Power Point.
Начальный этап
работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения.
Практическая работа над проектом начинается на стадии актуализации изученного материала, и становится гармоничной частью единого процесса обучения.
Одной из главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, аппликация или сочинение. В нашем случае конечный результат деятельности учащихся представлен в виде защиты проектов на конкурсной основе.
Предварительная работа
Подготовка к работе над проектом предполагает большую предварительную работу т.к. Это совершенно новый вид деятельности для учащихся 4 классов.
Предварительная работа включает в себя несколько ступеней.
I.1
. Обсуждение проекта, что включает в себя обсуждение предложенной темы, определение того, что мы хотим показать и рассказать о своей школе и классе;
2.
Разработка плана проектной работы.
Совместно с детьми были разработаны два плана для выполнения 2-х проектов.
План
Педагогические заметки:
Средства целостного педагогического процесса
Средства целостного педагогического процесса — совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющих разнообразные функции. Рассмотрим основные виды средств обучения и воспитания и их классификацию. ...
Организация форм работы с логическими задачами
Выше неоднократно утверждалось, что развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определённым правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала ...
Результативность опыта
Прогнозируемым результатом использования проблемного обучения является повышение внутренней мотивации к учебной познавательной деятельности, углубление уровня понимания учебного материала. На протяжении всего времени опыта я провожу анализ успеваемости и качества знаний учащихся. Если проанализиров ...