Анализ и описание контролирующего эксперимента

Страница 5

Результаты же сравнительного анализа изменение показателей самосознания по выраженности симптомокомплексов психических свойств показали в целом, при том, что изначально сформированность самосознания детей контрольной группы заметно превосходила показатели детей экспериментальной группы. В результате проведенного нами формирующего эксперимента уровень развития самосознания детей экспериментальной группы во многом по этим показателям достиг и приблизился к уровню развития детей контрольной группы. Отметим, что по сравнению с показателями детей контрольной группы по критериям тревожности, конфликтности, самосознание детей экспериментальной группы стало занимать лидерствующую позицию. Единственный случай снижения уровня самосознания нами был отмечен по критерию чувства неполноценности у детей контрольной группы.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что проведенная нами система занятий ритмопластикой обеспечила формирование осознания желаний и предпочтений, осознания прошлых и будущих действий благодаря тому, что средствами ритмопластики мы поощряли обсуждение детьми, направляя их внимание на восприятие себя, своей деятельности, своих чувств. Средствами ритмопластики мы обеспечили старшим дошкольникам условия для свободного самовыражения в условиях ритмических упражнений, объясняя и раскрывая перед ними смысл возникающих у них ощущений, направляя их самоанализ в нужном направлении. Также отметим, что по критерию чувства неполноценности самосознание детей экспериментальной группы оказалось в ситуации более защищенной от снижения уровня развития.

Также можем отметить такие изменения в поведении детей экспериментальной группы как то, что во время повторной диагностики они в большинстве случаев подробно помнили, что делали и о чем говорили с ними в процессе констатирующего эксперимента. Представляет интерес тот факт, что одна из трех подгрупп экспериментальной группы твердо для себя решила, что неправильно рисовать «Дом, дерево, человек» только простыми карандашами, по их мнению, правильнее цветными, что они и сделали по своей воле.

По тому, насколько изменились показатели развития симптомокомплексов вышеописанных психических свойств, мы сделали вывод, что в целом по этим критериям самосознание детей экспериментальной группы было на среднем уровне в 15 % случаев, а стало в 4,4 %, на высоком было в 26%, а стало в 54.4% случаев и на очень высоком уровне было в 59% случаев, а стало в 41,2%.

Старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования фундамента личности ребенка. При этом ядром человеческой личн6ости является самосознание, представление о собственном «Я» или образ-Я, формирование которого происходит в деятельности и общении. При этом представляет интерес изучение такого направления телесно-ориентированной терапии, как ритмопластика, позволяющая воздействовать своими особыми невербальными средствами на формирование различных аспектов личности. В том числе и на ее ядро – образ-Я, самосознание.

В ходе теоретического исследования развитие и современное состояние аспектов на формирование самосознания старшего дошкольника в современной психологической литературе нами было установлено, что необходимыми условиями для этой цели является создание таких взаимоотношений ребенка с другими людьми внутри которых он не только мог бы , но и вынужден был бы стать личностью, а также апелляция к его самосознанию, самодвижению – составляющим его образа-Я, конструируемого в деятельности и общении. Самосознание, как ядро личности ребенка выражается в старшем дошкольном возрасте осознанием своих желаний, планированием действий, осознанием себя в времени и нуждается в приглушении сопутствующих негативных образований, выраженных в симптомокомплексах психических свойств незащищенности, тревожности, агрессивности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности общения и депрессивности. Многие исследователи доказали благотворное влияние на эти показатели занятий ритмическими упражнениями, главным образом вызывающих у детей внутреннюю собранность. В том числе и по мнению автора соответсвующей дидактической программы «Ритмическая мозаика» Бурениной А.И., свободное движение, не подчиненное законам классического танца с использованием и совмещением танцевальных и жизненных положений, то есть ритмопластика, является по сути одним из самых привлекательных для старших дошкольников видов деятельности, тренирующей подвижность нервных процессов и позволяющей наиболее приемлимо реализовать свою энергию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Педагогические заметки:

Развитие речи ребенка до его рождения
Развитие речи, также как слух начинает закладываться еще в поздний фетальный период (после пятнадцатой недели до тридцатой недели) и в пренатальный период (начиная с тридцатой недели до момента рождения ребенка) Современные исследования показали, что, начиная с четвертого месяца беременности, челов ...

Объяснительно-иллюстративное, программированное и проблемное обучение
В современной отечественной дидактике употребляется термин "виды обучения", который чаще всего обозначает взгляд на характер взаимодействия в обучении учите ля и учеников. Понимание этого взаимодействия опирает­ся на дидактические теории о сущности обучения, поэто­му термин "виды обу ...

Выбор и использование музыкального сопровождения на уроке физической культуры
Выбирать музыкальное сопровождение необходимо с учётом её воздействия на организм и психику человека, но не менее важно учитывать и саму специфику урока физической культурой. Его структура имеет три части – подготовительная, основная и заключительная, каждая из которых решает свои задачи. В зависим ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru