Учебно-методический комплекс как основа развития профессиональной компетентности педагога в образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Информация о педагогике » Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова » Учебно-методический комплекс как основа развития профессиональной компетентности педагога в образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Страница 1

Реализация образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в массовой школьной практике обеспечивается учебно-методическим комплексом, построенным на единых концептуальных основаниях и в то же время допускающим определенную вариативность использования. Таким образом, используя данный комплекс, образовательное учреждение и конкретный педагог могут выбрать свой путь работы в рамках данной системы.

Модульная организация учебно-методического комплекса служит именно координации учебных предметов начальной школы, выявлению существенных связей между ними. В разных предметных линиях при решении учебных задач открываются средства и способы действий, понятия. Они могут использоваться в многообразных практиках, в том числе непосредственно не продолжающих данную предметную линию. При этом происходит их опробование, преобразование, конкретизация, полноценное присвоение.

Предлагается следующий цикл, являющийся технологической основой для планирования учителем последовательности занятий в рамках образовательного модуля:

1. Разворачивание "готовящих" практик, цель которых – вызвать к жизни, восполнить и обогатить необходимый практический опыт каждого ребенка.

2. Разворачивание "порождающей" практики, цель которой – постановка учебной задачи на поиск нового способа действия (обеспечение выхода в предметную линию).

3.Разворачивание предметной линии (последовательное решение задач, обеспечивающих нахождение, фиксацию в модельной форме, опробование, установление границ применения нового способа действия).

4. Организация поиска детьми практических областей применения найденного в предметной линии способа действия с целью его широкого переноса и обобщения на разных материалах.

5. Организация "результирующих" (в том числе, тренинговых) практик для овладения новыми действиями, опирающимися на найденный общий способ, с целью подготовки некоторого итогового события.

6. «Праздник» – ключевое, завершающее цикл, событие детской жизни, вбирающее в себя весь накопленный детьми в течение цикла опыт практических действий. «Праздником» могут быть – совместное музыкальное, театрализованное, литературное действие, выставки детских работ, детские научные конференции, экспедиции, олимпиады, диспуты, презентации для родителей и школьного сообщества и пр. В «Праздниках» соединяются самые разные практические действия из разных предметных областей.

Нужно учитывать, что для каждого конкретного модуля продолжительность отдельных этапов и способы их реализации могут сильно видоизменяться. Каждый образовательный модуль рассчитан на 20-30 учебных часов. Конкретное соотношение часов по разным учебным предметам для каждого модуля свое. Основная идея модулей состоит в координации (пересечении) разных учебных предметов. Такая координация дает возможность: учителю – увидеть отдельные учебные предметы как части единого образовательного пространства; ученику – переносить знания и умения, сформированные в рамках одного учебного предмета, на решение задач другого учебного предмета; ученическому коллективу – осуществлять практико-ориентированную деятельность, в которой формируются разнообразные компетентности выпускника начальной школы.

Возможны два варианта реализации образовательных модулей в образовательном процессе:

1 вариант - модуль как отдельное целое, включенное в учебный план

Этот вариант реализации состоит в том, что модуль используется как целое, не разделяя его на отдельные учебные предметы. Детям объявляется, что в эти часы проводятся занятия по данному учебному модулю (особое название в расписании). Занятия по модулю проводятся ежедневно. Минимальное количество часов в день – 1 урок, максимальное – 3 урока. Таким образом, модуль может быть реализован за 10 учебных дней. При этом часы, затраченные на работу по модулю, учитель забирает в указанной пропорции из каждого учебного предмета. Во время реализации модуля другие предметы изучаются параллельно. Таким образом, ученики воспринимают изучение модуля как новый отдельный урок. После завершения модуля возобновляется прежнее расписание. Важными моментами реализации модуля становятся: наличие переноса знаний и умений, полученных в рамках модуля, на решение задач из различных дисциплин начальной школы; применение знаний и умений, полученных в рамках модуля, для решения задач практического содержания, не имеющих конкретной предметной привязки.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Национальная доктрина и модернизация образования в России
В нашей стране долгое время господствовала идеологическая установка на воспитание человека в духе коммунистических идеалов. Несмотря на всю привлекательность ее положений, несмотря на горячее желание воплощать призывы в жизнь, ее нельзя признать научной, поскольку заложенные в ней положения противо ...

Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци
В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827) известен как один из великих и благородных подвижников дела воспитания крестьян. За ним справедливо укрепилась слава "народного проповедника", "отца сирот", создателя подлинно народной школы. Существенным отличием ...

Категория цели воспитания в педагогике
Профессиональная деятельность педагога, как любая человеческая деятельность, предваряется осознанием цели. Отсутствие цели не позволяет классифицировать работу педагога с детьми как деятельность профессионала, эта работа может быть классифицирована лишь как некоторая активность, как совокупность де ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru