У детей с проявлениями дизартрии наблюдаются также и нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации. Пальцевые пробы выполняются неполноценно, наблюдаются значительные затруднения. Данные особенности проявляются в игровой и учебной деятельности ребенка. Дошкольники с дизартрией неохотно рисуют, лепят, неумело играют с мозаикой.
Особенности состояния общей и мелкой моторики детей с дизартрией проявляются и в артикуляции, так как существует прямая зависимость между уровнем сформированности мелкой и артикуляционной моторики. Нарушения речевой моторики у дошкольников с данным видом речевой патологии обусловлены органическим характером поражения нервной системы и зависят от характера и степени нарушения функционирования двигательных нервов, обеспечивающих процесс артикуляции. Именно мозаичность поражения двигательных проводящих корково-ядерных путей и определяет большую комбинаторность речевых нарушений при псевдобульбарной дизартрии, коррекция которых требует от логопеда тщательной и детальной разработки индивидуального плана логопедической работы с таким ребенком. И конечно, такая работа представляется невозможной без поддержки и тесного сотрудничества с родителями, заинтересованными в исправлении нарушений речи своего ребенка.
Таким образом, мы проанализировали научную психолого-педагогическую литературу, посвященной проблеме исследования и смогли дать определение основных понятий: дизартрия, формы и причины дизартрии, анатомо-физиологические механизмы дизартрии; рассмотреть характеристику нарушений речи при псевдобульбарной дизартрии и выявить особенности общей мелкой артикуляционной моторики у детей.
На основе теоретического анализа литературы нами было проведено экспериментальное исследование развития общей мелкой артикуляционной моторики у детей с ОНР и псевдобульбарной дизартрией. Были получены результаты, доказывающие наше первоначальное предположение о том, что у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией отмечаются нарушения развития общей мелкой артикуляционной моторики, что определит необходимость рассмотрение методики развития общей мелкой артикуляционной моторики.
Эти данные определили необходимость рассмотрения методики логопедической работы по развитию общей и мелкой артикуляционной моторики у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Таким образом, мы выполнили поставленные в исследовании задачи, добились цели определенной в начале исследования и доказали первоначальную гипотезу.
Педагогические заметки:
Цели и задачи самостоятельной работы
Если фактографические данные усваиваются учащимися на основе простого воспроизведения, то овладеть методами познания можно лишь путем тренировки, отработки определенных действий и самостоятельность применения их во все новых ситуациях. Такую возможность дает только систематическая самостоятельная р ...
Советы логопеда родителям
1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту. 2. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, н ...
Условия формирования
технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста
Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определенные условия. Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка в детском саду: здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, пред ...