Компьютер также позволяет использовать задачи на рефлексию учащимися своей деятельности. Например, изучая треугольник, ученик может описать этапы построения, его анализ, ход рассуждения и обсудить все это с компьютером.
Следует отметить, что только при использовании компьютера можно на любом этапе урока предъявить задачу на понимание, что помогает выяснить, насколько понятен учащимся смысл излагаемого геометрического материала или насколько доступна сама форма его изложения.
Психологические проблемы построения диалога «учащийся – компьютер» весьма разнообразны. К ним относятся:
Ø Общепсихологические принципы построения диалога «учащийся –компьютер»;
Ø Организация процесса общения;
Ø Лингвистические аспекты (выбор языка общения, построения текста общения, его форма, размер и т.д.);
Ø Содержательные аспекты общения.
Диалог учащегося с компьютером при обучении геометрическому материалу должен удовлетворять основным психологическим принципам, которые предъявляются к общению, с учетом того факта, что один из партнеров – разработчик обучающей программы по геометрии – общается не непосредственно, а через компьютер, причем, составляя программу диалога, он не может не учитывать ограничения в реализации диалога, обусловленных техническими особенностями компьютера. Взаимодействие учащегося с компьютером должно по возможности напоминать человеческое общение и не должно вызывать у учащихся состояния напряженности.
Следует также иметь в виду, что компьютером моделируется не просто общение, а педагогическое общение, при котором, как подчеркивал А.А. Леонтьев, должны создавать наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, должен обеспечиваться благоприятный климат обучения.
Широкое внедрение в учебный процесс современных компьютерных технологий позволяет расширить арсенал методологических приемов, что повышает эффективность педагогического труда, стимулирует познавательную деятельность учащихся, особенно при самостоятельной работе. Появляется возможность создания зрелищных компьютерных средств обучения с элементами графики, звука, видео, мультимедиа, гипертекста. Одним из таких средств обучения является электронное учебное пособие - программное средство, предназначенное для представления новой информации при индивидуальном обучении, а также для тестирования знаний и умений обучаемого.
Математика в своем изложении должна обязательно сопровождаться графиками, диаграммами, вычислительными формулами и другими наглядными средствами. Поэтому математика является тем курсом, который позволяет в полной мере воспользоваться преимуществом электронного оформления.
Электронное учебное пособие позволит быстро находить необходимую информацию, обеспечивать обратную связь, проводить динамическое графическое сопровождение, моделировать результаты изменения параметров.
Педагогические заметки:
Стимулирование трудовых усилий детей родителями
Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование ребенка. Значительную роль в формировании положительного отношения учащихся к труду играет общественное признание. Это поднимает настроение ребенка, выявляет у него сознательное отношение к необходимости трудит ...
Учебно-воспитательный коллектив как объект и субъект воспитания
Одна из важнейших его закономерностей и принципов сущности воспитания состоит в том, что развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив. Вот почему в педагогике много внимания уделялось и уделяется разработке теории и методики воспитания в коллек ...
История становления профориентации
Начало профориентации нередко относят к 1908 г.—к моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла профориентация из потребностей развития человеческого общества, а п ...