Компетентностный подход в странах Евросоюза и США

В мировой образовательной практике компетентность выступает

в качестве центрального понятия, так как:

объединяет интеллектуальную и навыковую составляющие образования;

включает интерпретацию содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»);

обладает интегративной природой (охватывает ряд однородных или близкородственных знаний и умений, относящихся к широким сферам культуры и деятельности: информационной, правовой и т.д.).

Образование, ориентированное на формирование компетенций, зародилось на рубеже 60-70-х годов XX столетия в США (competence-based education). Впервые понятие «компетенция» в образовании предложено профессором Массачусетского университета Н. Хомским в ходе исследования проблемы повышения эффективности обучения языковой грамотности (1965 г.). С этого времени понятия «компетенция» и «компетентность» начинают широко использоваться при обучении языку (в том числе и неродному), а также при подготовке специалистов в области менеджмента и предпринимательства.

В США выделяют три основных компонента компетентности: знания, умения и ценности. При этом в этой стране уделяется особое внимание компетентности в области новых информационных технологий. Это связано с тем, что в условиях постоянно увеличивающегося объема информации, способов ее доставки, особенно актуальным становится умение отбирать, анализировать и использовать многообразные, зачастую противоречивые данные.

В 1984 г. английский ученый Дж. Равен выдвинул положение о том, что компетентностный подход должен рассматриваться на стыке педагогической и психологической наук. Именно Дж. Равен предложил первую систематизацию компетентностного подхода по следующим критериям:

формирование компетентности на разных возрастных ступенях развития человека;

условия, необходимые для формирования и развития компетентности.

В массовом порядке компетентностный подход в Великобритании начал реализовываться в 1995 году. В нем четко выделяются ключевые компетенции – key skills, сердцевинные (активные) компетенции – core skills, основные компетенции – base skills. При этом ключевые компетенции делятся на две группы: коммуникационные (работа с информационными технологиями) и базовые – компетенции широкого профиля (работа в группе, умение принимать решение и т.д.).

В Великобритании стандарт образования не фиксирует знаниевые достижения учащихся, как это принято в России, а определяет положительный вектор развития учащегося. Соответственно, выделяются различные уровни подготовки. В идеале на высшем уровне выпускник должен уметь выстраивать стратегию деятельности, оперативно решать проблемы (эти два первых требования касаются не только профессиональной деятельности, но и повседневной жизни), управлять коллегами и поддерживать их мотивацию на эффективную работу.

В последние годы в Германии и Австрии происходит переориентация системы образования на компетентностный подход. Особое внимание уделяется трансформации форм обучения с целью формирования ключевых компетенций (в немецкоязычных странах – ключевые квалификации). Изменение форм обучения предполагает повышение инициативы и активности учащихся, увеличение значимости роли преподавателя в педагогическом процессе.

Анализ компетентностного подхода в странах Евросоюза и США показывает, что в развитых странах под компетентностным подходом понимают выстраивание образовательного процесса с позиций развития личности, через мотивацию ее саморазвития. Результаты внедрения компетентностного подхода за рубежом доказывают, что данный подход в наибольшей степени отвечает требованиям, предъявляемым к выпускникам систем общего и профессионального образования, со стороны личности, работодателей, государства, социума в целом.

Педагогические заметки:

Динамика развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения по результатам контрольного эксперимента
С целью выявления результативности проведенных мероприятий по развитию мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения был проведен контрольный срез. Задачи контрольного этапа эксперимента: 1. Установить уровень мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения после формирующег ...

Некоторые аспекты формирования индивидуальных образовательных траекторий в условиях вариативного образования
Переход к вариативной системе высшего образования является важной частью образовательной реформы и нацелен на приведение форм и содержания образования в соответствие с изменившимися условиями общественной жизни и экономики, с новой интерпретацией понятия грамотности и общей образованности, в том чи ...

Теоретико-методологические предпосылки развития профессиональной компетентности педагога в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Понятие и классификация профессиональной компетентности педагога Понятие компетенции - 1) обладающий знаниями, осведомленность в какой-либо области; 2) осведомленность, авторитетность, является признанным знатоком; 3) обладающий компетенцией, полноправный». 4) обладание основательными знаниями, хор ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru