Некоторые исторические сведения о преподавании геометрии в России

Страница 2

В начале XIX века не существовало программы курса геометрии, поэтому о содержании обучения мы можем судить по учебным руководствам того времени. Например, “Краткое руководство к геометрии” предлагало следующее изложение материала:

Отделение I. Об измерении долгот.

Глава 1. О различных видах линий и об углах.

Глава II. Некоторые теоремы до углов и линий касающиеся.

Глава III. О проведении линий, делении углов и потребных к тому орудиях.

Глава IV. О делении и измерении линий и углов.

Отделение II. Об измерении поверхностей.

Глава I. О чертежах и фигурах.

Глава II. О черчении фигур.

Глава III. О равенстве и подобии чертежей.

Глава IV. Некоторые теоремы до фигур касающиеся.

Глава V. Об измерении фигур и представлении их на плане.

Глава VI. Об исчислении площадей в чертежах.

Глава VII. О делении и превращении чертежей или фигур.

Отделение III. Об измерении тел.

Глава I. О телах вообще, а наипаче о правильных и о способе их чертить.

Глава II. О неправильных телах и о способе их делать.

Глава III. Некоторые аксиомы и теоремы до тел касающиеся.

Глава IV. Об исчислении наружных поверхностей и толстоты тел.

Глава V. Об исчислении наружных поверхностей в правильных телах и пустых пространствах.

В 1828 году гимназии получили первый утвержденный министерством народного просвещения план по математике. Теперь в гимназиях вводился семилетний курс обучения вместо четырехлетнего. Лонгиметрия, планиметрия, стереометрия и начертательная геометрия изучались с 4-ого класса. Общее число часов, отводимых на математику во всех классах, увеличилось очень незначительно — до 23 часов в неделю.

В 1844 году вышел в свет первый задачник по геометрии “Практические упражнения в геометрии или собрание геометрических задач с их ответами и решениями”, который состоял из двух частей — первая содержала вопросы и задачи, вторая — ответы и решения. Авторы П.С. Гурьев (сын академика С.Е. Гурьева) и А. Дмитриев (ученик П.С. Гурьева) в предисловии к изданию писали, что вспомогательные книги, содержащие в себе собрание задач, особенно при сжатых и кратких учебниках и том способе преподавания, который почти повсеместно употреблялся, особенно необходимы.

В конце первой половины XIX века был издан ряд учебников по геометрии: Литтров ”Геометрия для народных школ и для подготовки начинающих заниматься впоследствии геометрией Евклида” (1844), Фуассен “Геометрия и землемерие для первоначального обучения, народных школ и сельских жителей” (1842), Ламе-Флери ”Краткая геометрия для детей” (1847). В них геометрические истины разъяснялись наглядно, без доказательств. Нельзя сказать, чтобы эти книги получили широкое распространение, но “само их появление свидетельствовало о необходимости распространить обучение геометрии на народные школы”. Таким образом, уже в сороковых годах XIX века возникла идея элементарного курса геометрии.

Что касается методики преподавания геометрии, то в учебных заведениях той поры господствовал практически единственный способ изучения материала. В предисловии к “Краткому руководству” указывалось, что ”учитель проходя геометрию по сей книге должен заставлять учеников прочитывать каждый период, потом изъяснять оный, тот час спрашивать, как они истолкованное поняли, и не подаваться далее до тех пор, пока большая часть учеников не уразумели хорошо прочитанного”. Таким образом, преподавание сводилось к объяснению прочитанного и контролю не столько за пониманием, сколько за запоминанием.

Преподавание без задачников геометрии сводилось к выучиванию наизусть теорем и доказательств.

Что же касается методической литературы для преподавателей геометрии, то в первой половине XIX века ее практически не было. Если методические руководства по арифметике уже существовали, то работ, посвященных именно методике преподавания геометрии, найти не удалось, за исключением журнальных статей. В 1832 - 1833 годах выходят первые отечественные частные педагогические журналы — “Математический журнал” К. Купфера и “Педагогический журнал” А.Г. Ободовского, П.С. Гурьева, Е.О. Гугеля, где важное место занимают именно вопросы преподавания математики. Публикации в журналах были важны для учителей, не имевших никаких методических пособий.

В 1846 году была издана первая программа по математике. Геометрия по ней преподавалась в 4 - 5-х классах. Издание программы имело важное значение, так как существовавшие до этого времени учебники геометрии порой широко различались по содержанию.

Таким образом, в первой половине XIX века было четко определено содержание гимназического курса геометрии, разработан первый задачник, сделана попытка отдельно поставить проблему преподавания геометрии и предложить методические материалы для учителя. На основе этих достижений методика геометрии получила развитие уже во второй половине XIX века, когда и произошло ее окончательное становление как отдельной области педагогических исследований.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Система работы по развитию мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения
Мыслительные операции детей 6–7 лет с нарушениями зрения подчиняется в своем развитии тем же закономерностям, как и мышление нормальновидящих. И хотя сокращение чувственного опыта вносит определенную специфику в этот психический процесс, замедляя интеллектуальное развитие и изменяя содержание мышле ...

Методика разработки электронного учебного пособия по геометрии для 7-8 классов на основе информационного итегратора «Иерархия 2000»
В настоящее время школьный курс математики далеко отстаёт от математики как науки по уровню обобщённости знаний. Если в современной математике уровень обобщённости очень высок, то в школьном курсе математики он пока ещё весьма низок. Его повышение (в разумных пределах) приведёт к повышению информац ...

Методические рекомендации по использованию метода проектов как средство развития речевых умений
Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие: 1. использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения; 2. акцент на самостоятельной работе у ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru