Некоторые исторические сведения о преподавании геометрии в России

Страница 2

В начале XIX века не существовало программы курса геометрии, поэтому о содержании обучения мы можем судить по учебным руководствам того времени. Например, “Краткое руководство к геометрии” предлагало следующее изложение материала:

Отделение I. Об измерении долгот.

Глава 1. О различных видах линий и об углах.

Глава II. Некоторые теоремы до углов и линий касающиеся.

Глава III. О проведении линий, делении углов и потребных к тому орудиях.

Глава IV. О делении и измерении линий и углов.

Отделение II. Об измерении поверхностей.

Глава I. О чертежах и фигурах.

Глава II. О черчении фигур.

Глава III. О равенстве и подобии чертежей.

Глава IV. Некоторые теоремы до фигур касающиеся.

Глава V. Об измерении фигур и представлении их на плане.

Глава VI. Об исчислении площадей в чертежах.

Глава VII. О делении и превращении чертежей или фигур.

Отделение III. Об измерении тел.

Глава I. О телах вообще, а наипаче о правильных и о способе их чертить.

Глава II. О неправильных телах и о способе их делать.

Глава III. Некоторые аксиомы и теоремы до тел касающиеся.

Глава IV. Об исчислении наружных поверхностей и толстоты тел.

Глава V. Об исчислении наружных поверхностей в правильных телах и пустых пространствах.

В 1828 году гимназии получили первый утвержденный министерством народного просвещения план по математике. Теперь в гимназиях вводился семилетний курс обучения вместо четырехлетнего. Лонгиметрия, планиметрия, стереометрия и начертательная геометрия изучались с 4-ого класса. Общее число часов, отводимых на математику во всех классах, увеличилось очень незначительно — до 23 часов в неделю.

В 1844 году вышел в свет первый задачник по геометрии “Практические упражнения в геометрии или собрание геометрических задач с их ответами и решениями”, который состоял из двух частей — первая содержала вопросы и задачи, вторая — ответы и решения. Авторы П.С. Гурьев (сын академика С.Е. Гурьева) и А. Дмитриев (ученик П.С. Гурьева) в предисловии к изданию писали, что вспомогательные книги, содержащие в себе собрание задач, особенно при сжатых и кратких учебниках и том способе преподавания, который почти повсеместно употреблялся, особенно необходимы.

В конце первой половины XIX века был издан ряд учебников по геометрии: Литтров ”Геометрия для народных школ и для подготовки начинающих заниматься впоследствии геометрией Евклида” (1844), Фуассен “Геометрия и землемерие для первоначального обучения, народных школ и сельских жителей” (1842), Ламе-Флери ”Краткая геометрия для детей” (1847). В них геометрические истины разъяснялись наглядно, без доказательств. Нельзя сказать, чтобы эти книги получили широкое распространение, но “само их появление свидетельствовало о необходимости распространить обучение геометрии на народные школы”. Таким образом, уже в сороковых годах XIX века возникла идея элементарного курса геометрии.

Что касается методики преподавания геометрии, то в учебных заведениях той поры господствовал практически единственный способ изучения материала. В предисловии к “Краткому руководству” указывалось, что ”учитель проходя геометрию по сей книге должен заставлять учеников прочитывать каждый период, потом изъяснять оный, тот час спрашивать, как они истолкованное поняли, и не подаваться далее до тех пор, пока большая часть учеников не уразумели хорошо прочитанного”. Таким образом, преподавание сводилось к объяснению прочитанного и контролю не столько за пониманием, сколько за запоминанием.

Преподавание без задачников геометрии сводилось к выучиванию наизусть теорем и доказательств.

Что же касается методической литературы для преподавателей геометрии, то в первой половине XIX века ее практически не было. Если методические руководства по арифметике уже существовали, то работ, посвященных именно методике преподавания геометрии, найти не удалось, за исключением журнальных статей. В 1832 - 1833 годах выходят первые отечественные частные педагогические журналы — “Математический журнал” К. Купфера и “Педагогический журнал” А.Г. Ободовского, П.С. Гурьева, Е.О. Гугеля, где важное место занимают именно вопросы преподавания математики. Публикации в журналах были важны для учителей, не имевших никаких методических пособий.

В 1846 году была издана первая программа по математике. Геометрия по ней преподавалась в 4 - 5-х классах. Издание программы имело важное значение, так как существовавшие до этого времени учебники геометрии порой широко различались по содержанию.

Таким образом, в первой половине XIX века было четко определено содержание гимназического курса геометрии, разработан первый задачник, сделана попытка отдельно поставить проблему преподавания геометрии и предложить методические материалы для учителя. На основе этих достижений методика геометрии получила развитие уже во второй половине XIX века, когда и произошло ее окончательное становление как отдельной области педагогических исследований.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Значение педагогического творчества И.Г. Песталоцци
И.Г. Песталоцци по праву можно назвать основателем подлинно народной школы. Исходя из выдвинутых им теоретических положений, он обосновал методику обучения родному языку, считая, что речь нужно развивать планомерно и последовательно, одновременно обогащая представления детей об окружающем мире. И.Г ...

Задача и содержание трудовой деятельности в семье
Постоянная занятость ребенка, увлеченность его трудом – надежная гарантия того, что он не станет пустым, никчемным человеком. Большую воспитательную роль играет коллективные трудовые дни семьи. Труд вместе с взрослыми позволяет детям усвоить навыки правильной организации своего рабочего места, раци ...

Классификация игр. Виды и функции игр
Попыток классификации игр немало. Большинство из них либо интуитивны, либо делаются на конкретно собранном материале игр, специально “под этот” материал. Можно принять за аксиому общепринятый подход делить все игры детей на три большие группы: - игры с готовыми “жесткими” правилами; - игры “вольные ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru