Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операционными компонентами (знания, умения и навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение). Мотивационные компоненты определяют для учащихся значимость того, что им познаётся и усваивается. Его отношение к учебной деятельности, её содержанию, способам выполнения и результатам деятельности. Мотивация является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. Для достижения поставленной цели кроме желания необходим “объект, который, отвечая потребности, являлся бы побудителем деятельности, придал бы ей определённую конкретную направленность”, т.е. необходим мотив.
В настоящее время формирование познавательной мотивации необходимо, так как это придаёт деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. В основе познавательной мотивации лежит “бескорыстная жажда познания”, “неудержимое стремление познать всё новое и новое”. При такой мотивации учащийся с большой лёгкостью справляется с трудностями.
Если успеха нет, то мотивация угасает. Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе.
Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности. Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации обучения, являются:
1. Содержание учебного материала.
Само по себе содержание (учебная информация) для ребенка не имеет никакого значения, а значит, не побуждает к обучению.
Чтобы избежать этого необходимо подавать учебный материал в такой форме, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы:
v аналитический характер преподнесения: критический, проблемный;
v подчеркивание привлекательных сторон содержания: трудность, сложность (простота, доступность), новизна, открытие нового в давно известном, историзм, современные достижения науки, интересные факты, парадоксы;
v задания с интересным содержанием, занимательными вопросами;
v показ значимости знаний, умений;
v межпредметные связи.
2. Стиль общения учителя и учащихся.
Касаемо стиля взаимоотношений с учащимися демократический стиль педагога, способствует внутренней мотивации. Чтобы выработать свой стиль общения с учениками, стиль который будет положительно мотивировать их необходимо:
v проявлять личное отношение к ученику, к классу.
v проявлять собственные качества личности: эрудиция, культура, деловые качества, не скрывать отношение к предмету и т.д.;
v проявлять доверие к силам и возможностям учащихся;
v организовать дружеские взаимоотношения в классе с помощью взаимопомощи, взаимопроверок, обмена мнениями.
3. Использование нетрадиционных форм оценивания.
Почему дети любят учиться, но не любят школу. С каким удовольствием и упорством дети осваивают велосипед, разбираются в устройстве компьютера.
Педагогические заметки:
Обзор тестирующих комплексов
Тестирующие комплексы (электронные тестеры) являются наиболее распространенными электронными ресурсами проверки знаний. Легкость и простота их использования позволяют быстро оценить способности либо уровень знаний тестируемого. Классические тестеры представляют собой перечень вопросов по какой-либо ...
Работа учащихся с таблицами и схемами
Особого внимания заслуживает работа учащихся с таблицами и схемами. Такая работа способствует развитию активного самостоятельного мышления. Материал в таблицах группируется по вертикальным, горизонтальным графам (или колонкам). В помещенных в учебниках таблицах содержится самый разнообразный матери ...
Характеристика деятельности Путятинского Центра народного творчества по
патриотическому воспитанию младших школьников
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной диф ...