Детский рисунок — как средство образного отражения жизненных впечатлений

Информация о педагогике » Развитие выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию » Детский рисунок — как средство образного отражения жизненных впечатлений

Страница 1

Детская изобразительная деятельность дошкольника при всем ее своеобразии сходна с аналогичной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный смысл.

Не всякий рисунок представляет собой художественный образ. Предназначенный для передачи информации рисунок должен быть точным, полным, документальным, отвечающий познавательным целям. Такой рисунок направлен в первую очередь на мысли человека, коллективную сферу личности. Искусство — художественное отражение человеком окружающего его мира предметов, явлений природы, общество, себя.

Так чем же привлекает нас детский рисунок?

Много достоинства рисунка заметила Е. А. Флерина.

Во-первых, искренность, эмоциональность, непосредственное выражение ребенка своих мыслей и чувств. Что обычно поражает в детском рисунке? Конечно, не форма, и способы, а умение, использовать минимум средств, передать свое состояние.

Во-вторых содержательность. Рисунок даже самого маленького ребенка несет в себе какое-то содержание. Как только малыш понимает, что на листке может быть что-то изображено, все штрихи, линии, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором он живет. Рисуя, ребенок часто рассказывает о своем замысле. На бумаге каракули, но они полны содержания. В рисунках старших дошкольников — все, что окружает детей, что их волнует. Чем больше малыш знает о мире, тем шире тематика его рисунков.

Еще одно ценное качество детского рисунка — смелость. Малыш не боится рисовать, он хочет и может нарисовать все. Для маленького ребенка нет нечего невозможного. А ведь, риск, способность к риску, смелость — непременное условие и характеристика творческой личности.

Гуманизм, оптимизм содержательность детских рисунков — показатель природной доверчивости, доброжелательности человека. Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности. В них радостное мировосприятия, ожидание добра, от него и только добра. Это удивляет и радует нас, взрослых, и в тоже время немного печалит осознание того, как трудно почти невозможно сберечь такое восприятие мира.

Детский рисунок убеждает нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными.

Выразительность —

главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника посредством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции, использование их в образной характеристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого явления или характера.

Выразительность детских рисунков — пассивное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему.

Содержание образа воплощается выразительными средствами в наглядной форме. Техническая сторона художественной деятельности наряду с выразительными присутствует в любом виде искусство.

Итак, выразительность — качество детской художественной работы, которое можно рассматривать как самостоятельное. Применительно к детскому рисунку выразительность — качество нестабильное. То, что мы считаем выразительным в рисунке малыша, в рисунке старших таковым не является. Чем старше ребенок, тем в большей степени изобразительные умения становятся средством выражения замысла.

Одним из самых доступных для ребенка средством выразительности является цвет.

Использование красок ярких, чистых тонов в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему возрасту, ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Иногда ребенок отдает предпочтения какому-то одному: все рисует зеленым или голубым. В чем причина? Ребенок – дошкольник может использовать любимый цвет иногда не адекватно, в любом противоречии с реальностью, и делает это специально. В этом случае, он, как правило, сильно увлечен изображением, скорее, его содержанием и делает своеобразный «подарок» образу, как бы украшает его. Может чередовать цвета, например малыш (5 лет) нарисовал свою маму с волосами всех цветов радуги. (Моя мама красивая).

Исследователи детских рисунков отмечают, что дети, осваивая цвет, начинают использовать его однозначно, земля – всегда черная, небо – синее и т.п.

Другое свойство линия.

Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает специально небрежной линией.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Опытно-экспериментальная работа по выявлению современного состояния патриотического воспитания военнослужащих
Изучая основные социально-педагогические условия эффективности системы воспитания патриотизма, я использовал статистические, психолого-педагогические и социологические методы (БОУ, экспертные группы, индивидуальные глубинные интервью). Будучи по характеру количественно-качественными эти методы сниж ...

Изучение состояния проблемы правового воспитания в ДОУ
Опытно-исследовательская работа проводилась на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения - «Джалильский детский сад №1 «Березка» общеразвивающего вида» Сармановского муниципального района РТ. Предметом исследования были определены формы и методы работы по правовому воспитанию стар ...

Особенности подготовки педагога к занятиям в среднем специальном учебном заведении
Каждое занятие в среднем специальном учебном заведении должно вносить конкретный вклад в формирование профессионально значимых качеств личности студента, решать задачи обучения, воспитания и развития. Особенности специальных дисциплин, влияющих на содержание и характер подготовки преподавателя к за ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru