Детский рисунок — как средство образного отражения жизненных впечатлений

Информация о педагогике » Развитие выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию » Детский рисунок — как средство образного отражения жизненных впечатлений

Страница 1

Детская изобразительная деятельность дошкольника при всем ее своеобразии сходна с аналогичной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный смысл.

Не всякий рисунок представляет собой художественный образ. Предназначенный для передачи информации рисунок должен быть точным, полным, документальным, отвечающий познавательным целям. Такой рисунок направлен в первую очередь на мысли человека, коллективную сферу личности. Искусство — художественное отражение человеком окружающего его мира предметов, явлений природы, общество, себя.

Так чем же привлекает нас детский рисунок?

Много достоинства рисунка заметила Е. А. Флерина.

Во-первых, искренность, эмоциональность, непосредственное выражение ребенка своих мыслей и чувств. Что обычно поражает в детском рисунке? Конечно, не форма, и способы, а умение, использовать минимум средств, передать свое состояние.

Во-вторых содержательность. Рисунок даже самого маленького ребенка несет в себе какое-то содержание. Как только малыш понимает, что на листке может быть что-то изображено, все штрихи, линии, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором он живет. Рисуя, ребенок часто рассказывает о своем замысле. На бумаге каракули, но они полны содержания. В рисунках старших дошкольников — все, что окружает детей, что их волнует. Чем больше малыш знает о мире, тем шире тематика его рисунков.

Еще одно ценное качество детского рисунка — смелость. Малыш не боится рисовать, он хочет и может нарисовать все. Для маленького ребенка нет нечего невозможного. А ведь, риск, способность к риску, смелость — непременное условие и характеристика творческой личности.

Гуманизм, оптимизм содержательность детских рисунков — показатель природной доверчивости, доброжелательности человека. Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности. В них радостное мировосприятия, ожидание добра, от него и только добра. Это удивляет и радует нас, взрослых, и в тоже время немного печалит осознание того, как трудно почти невозможно сберечь такое восприятие мира.

Детский рисунок убеждает нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными.

Выразительность —

главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника посредством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции, использование их в образной характеристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого явления или характера.

Выразительность детских рисунков — пассивное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему.

Содержание образа воплощается выразительными средствами в наглядной форме. Техническая сторона художественной деятельности наряду с выразительными присутствует в любом виде искусство.

Итак, выразительность — качество детской художественной работы, которое можно рассматривать как самостоятельное. Применительно к детскому рисунку выразительность — качество нестабильное. То, что мы считаем выразительным в рисунке малыша, в рисунке старших таковым не является. Чем старше ребенок, тем в большей степени изобразительные умения становятся средством выражения замысла.

Одним из самых доступных для ребенка средством выразительности является цвет.

Использование красок ярких, чистых тонов в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему возрасту, ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Иногда ребенок отдает предпочтения какому-то одному: все рисует зеленым или голубым. В чем причина? Ребенок – дошкольник может использовать любимый цвет иногда не адекватно, в любом противоречии с реальностью, и делает это специально. В этом случае, он, как правило, сильно увлечен изображением, скорее, его содержанием и делает своеобразный «подарок» образу, как бы украшает его. Может чередовать цвета, например малыш (5 лет) нарисовал свою маму с волосами всех цветов радуги. (Моя мама красивая).

Исследователи детских рисунков отмечают, что дети, осваивая цвет, начинают использовать его однозначно, земля – всегда черная, небо – синее и т.п.

Другое свойство линия.

Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает специально небрежной линией.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Социально-педагогические условия эффективности патриотического воспитания
Любая педагогическая система должна соответствовать условиям, в которых она функционирует. По мнению А.С. Макаренко, "никакое средство педагогическое, даже общепринятое… не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях будет самым плохим". Поэто ...

Средства массовой информации как факторы, влияющие на особенности современного детства
Средства массовой информации - (сокращённо «СМИ», также — масс-медиа) — организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации. К средствам массовой информации относятся: ü Печатные издания: газеты, журн ...

Обоснование методики коррекции осанки у умственно отсталых детей на занятиях ЛФК
Во время педагогического эксперимента проводились занятия по лечебной физической культуре два раза в неделю у УО детей 7-8 лет с применением экспериментальной методики коррекции осанки. Экспериментальная методика состояла из комплексов упражнений, направленных на формирование правильной осанки, кот ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru