Способы оценки результатов обучения в системе Эльконина-Давыдова

Страница 3

Главным результатом оценки эффективности занятия должно стать выявление таких методов, приемов, форм работы учителя, которые привели к успешному развитию детей или, наоборот, к неудачам. Первые следует повторять и совершенствовать, а вторые требуют критического пересмотра или выявления просчетов в проведении занятий. Наиболее типичные просчеты: подмена действий совместных с учениками словесными определениями или рассуждениями учителя; подмена показа осваиваемого способа на произведениях мастеров и на методических пособиях словесными объяснениями; пропуск какого-то действия, важного для усвоения общего способа; нарушение понятной детям логической последовательности действий; отсутствие на уроке (незапланированность) места и времени для того, чтобы ученики могли бы проявить свою самостоятельность, инициативность и интуицию; недостаток времени на самодеятельность (творчество) детей.

Оценка эффективности занятий - это средство учительского самоконтроля. Никому другому эта оценка не должна быть известна и не может становиться средством вмешательства "вышестоящих инстанций". Вместе с тем этот раздел работы учителя органично включается в структуру построения учебной деятельности, как бы замыкая непрерывность совместного движения детей с педагогом в освоении художественной культуры.

Одной из приоритетных задач современного педагогического образования на всех его этапах является активизация разработки новых технологий подготовки учителя, направленной на обеспечение готовности педагога к работе в изменяющихся условиях на основе многообразия образовательных программ, учебников и образовательных учреждений. Для организации учебно-воспитательного процесса по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова необходимо, выращивать учителя нового типа, владеющего новой педагогической технологией. В данной педагогической технологии меняется роль учителя: он является не транслятором знаний - как в традиционной системе обучения, а организатором деятельности учащихся по овладению ими способами учебной деятельности - «способами анализа и обобщения учебного материала». Педагог, по сути, должен управлять деятельностью учащихся на уроке, «выращивать новое состояние учащихся». Поисково-исследовательский характер деятельности детей, проблемный характер общих дискуссий, использование эксперимента как критерия адекватности выдвигаемых детьми гипотез заставляет учителя занимать позицию "равноправного" участника совместной познавательной деятельности, "продвинутого" в проблеме ровно настолько, чтобы в нужный момент заострить найденные учащимися содержательно - предметные противоречия, разрешение которых позволит сделать следующий шаг в освоении понятий.

Отличительная особенность модели подготовки учителя в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова заключается в сопровождение профессионального роста педагога на каждом этапе его профессионального становления через создание рефлексивно-образовательного пространства внутри образовательного учреждения и проектирование личностного пути профессионального развития каждого, создание условий для совместной деятельности педагогов в учебном процессе.

Страницы: 1 2 3 

Педагогические заметки:

Методы активизации мыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках математики
Активизация мышления старших школьников на занятиях математики достигается путём отбора соответствующего содержания, методов и приёмов, форм организации учебной деятельности. Задача педагога - вызвать у учащихся интерес к занятию, создать у них состояние увлечённости, умственного напряжения, направ ...

Исследование причин утомляемости современных младших школьников
школьник эмоциональный интеллект утомляемость В настоящее время объективная реальность такова, что количество детей с минимальными мозговыми патологиями увеличивается, а учебная нагрузка постоянно возрастает. Уже в начальной школе многие детишки начинают изучать по два иностранных языка, историю, э ...

Психологические предпосылки использования нестандартных логических задач на уроке математики в начальной школе
Среди первоклассников в среднем 15 – 20% детей сталкиваются с трудностями при принятии новой для них социальной позиции школьника, иначе говоря, вхождение в школьную жизнь для них затруднено. Школьная жизнь воспринимается ими, прежде всего, с формальной стороны, а содержательные стороны учебной дея ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru