Главным результатом оценки эффективности занятия должно стать выявление таких методов, приемов, форм работы учителя, которые привели к успешному развитию детей или, наоборот, к неудачам. Первые следует повторять и совершенствовать, а вторые требуют критического пересмотра или выявления просчетов в проведении занятий. Наиболее типичные просчеты: подмена действий совместных с учениками словесными определениями или рассуждениями учителя; подмена показа осваиваемого способа на произведениях мастеров и на методических пособиях словесными объяснениями; пропуск какого-то действия, важного для усвоения общего способа; нарушение понятной детям логической последовательности действий; отсутствие на уроке (незапланированность) места и времени для того, чтобы ученики могли бы проявить свою самостоятельность, инициативность и интуицию; недостаток времени на самодеятельность (творчество) детей.
Оценка эффективности занятий - это средство учительского самоконтроля. Никому другому эта оценка не должна быть известна и не может становиться средством вмешательства "вышестоящих инстанций". Вместе с тем этот раздел работы учителя органично включается в структуру построения учебной деятельности, как бы замыкая непрерывность совместного движения детей с педагогом в освоении художественной культуры.
Одной из приоритетных задач современного педагогического образования на всех его этапах является активизация разработки новых технологий подготовки учителя, направленной на обеспечение готовности педагога к работе в изменяющихся условиях на основе многообразия образовательных программ, учебников и образовательных учреждений. Для организации учебно-воспитательного процесса по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова необходимо, выращивать учителя нового типа, владеющего новой педагогической технологией. В данной педагогической технологии меняется роль учителя: он является не транслятором знаний - как в традиционной системе обучения, а организатором деятельности учащихся по овладению ими способами учебной деятельности - «способами анализа и обобщения учебного материала». Педагог, по сути, должен управлять деятельностью учащихся на уроке, «выращивать новое состояние учащихся». Поисково-исследовательский характер деятельности детей, проблемный характер общих дискуссий, использование эксперимента как критерия адекватности выдвигаемых детьми гипотез заставляет учителя занимать позицию "равноправного" участника совместной познавательной деятельности, "продвинутого" в проблеме ровно настолько, чтобы в нужный момент заострить найденные учащимися содержательно - предметные противоречия, разрешение которых позволит сделать следующий шаг в освоении понятий.
Отличительная особенность модели подготовки учителя в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова заключается в сопровождение профессионального роста педагога на каждом этапе его профессионального становления через создание рефлексивно-образовательного пространства внутри образовательного учреждения и проектирование личностного пути профессионального развития каждого, создание условий для совместной деятельности педагогов в учебном процессе.
Педагогические заметки:
Диагностика уровня развития эстетического воспитания младших
школьников с ЗПР
Экспериментальное исследование проводилось в ИП «Центр семьи и детства “Умка”» города Новый Уренгой. В исследовании приняли участие дети 4 А класса, в количестве 8 человек. Исследование включало в себя три этапа: 1 этап – констатирующий этап эксперимента; 2 этап – формирующий этап эксперимента; 3 э ...
Методические рекомендации по использованию метода проектов как средство развития
речевых умений
Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие: 1. использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения; 2. акцент на самостоятельной работе у ...
Роль театрального искусства в формировании эстетической культуры личности
Современная жизнь выдвинула по отношению к человеку комплекс требований, внутри которого одно из важнейших мест принадлежит эстетической грамотности. Эстетически осваиваемый человеком мир состоит из трех неразрывно связанных между собой сторон: эстетическое в объективной действительности; субъектив ...