Главным результатом оценки эффективности занятия должно стать выявление таких методов, приемов, форм работы учителя, которые привели к успешному развитию детей или, наоборот, к неудачам. Первые следует повторять и совершенствовать, а вторые требуют критического пересмотра или выявления просчетов в проведении занятий. Наиболее типичные просчеты: подмена действий совместных с учениками словесными определениями или рассуждениями учителя; подмена показа осваиваемого способа на произведениях мастеров и на методических пособиях словесными объяснениями; пропуск какого-то действия, важного для усвоения общего способа; нарушение понятной детям логической последовательности действий; отсутствие на уроке (незапланированность) места и времени для того, чтобы ученики могли бы проявить свою самостоятельность, инициативность и интуицию; недостаток времени на самодеятельность (творчество) детей.
Оценка эффективности занятий - это средство учительского самоконтроля. Никому другому эта оценка не должна быть известна и не может становиться средством вмешательства "вышестоящих инстанций". Вместе с тем этот раздел работы учителя органично включается в структуру построения учебной деятельности, как бы замыкая непрерывность совместного движения детей с педагогом в освоении художественной культуры.
Одной из приоритетных задач современного педагогического образования на всех его этапах является активизация разработки новых технологий подготовки учителя, направленной на обеспечение готовности педагога к работе в изменяющихся условиях на основе многообразия образовательных программ, учебников и образовательных учреждений. Для организации учебно-воспитательного процесса по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова необходимо, выращивать учителя нового типа, владеющего новой педагогической технологией. В данной педагогической технологии меняется роль учителя: он является не транслятором знаний - как в традиционной системе обучения, а организатором деятельности учащихся по овладению ими способами учебной деятельности - «способами анализа и обобщения учебного материала». Педагог, по сути, должен управлять деятельностью учащихся на уроке, «выращивать новое состояние учащихся». Поисково-исследовательский характер деятельности детей, проблемный характер общих дискуссий, использование эксперимента как критерия адекватности выдвигаемых детьми гипотез заставляет учителя занимать позицию "равноправного" участника совместной познавательной деятельности, "продвинутого" в проблеме ровно настолько, чтобы в нужный момент заострить найденные учащимися содержательно - предметные противоречия, разрешение которых позволит сделать следующий шаг в освоении понятий.
Отличительная особенность модели подготовки учителя в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова заключается в сопровождение профессионального роста педагога на каждом этапе его профессионального становления через создание рефлексивно-образовательного пространства внутри образовательного учреждения и проектирование личностного пути профессионального развития каждого, создание условий для совместной деятельности педагогов в учебном процессе.
Педагогические заметки:
Психокоррекционные мероприятия для детей, имеющих средний и низкий уровень
развития
После проведения диагностического обследования на предмет готовности к обучению в школе, предлагаем комплекс коррекционных мероприятий для детей, имеющих средний и низкий уровни развития. Методические рекомендации родителям и педагогам, направленные на развитие памяти, мышления, речи, произвольной ...
Вопросы развития специального образования
В последнее время активизировался интерес к доступности профессионального образования для людей с ограниченными возможностями здоровья. Основной причиной подобного внимания стал низкий уровень занятости этой категории населения в условиях рыночной экономики. Из 11 миллионов инвалидов в Российской Ф ...
Значение личного примера руководителя, наставника в
индивидуально-воспитательной работе с сотрудниками ОВД
Один из ведущих методов индивидуального воздействия - это личный пример руководителя, наставника. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что влияние личности воспитателя составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний ...