Проектирования урока в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Страница 2

Организация совместно-разделенной учебной деятельности в начальной школе предполагает, что большая часть урочного и, тем более, внеурочного учебного времени занята совместным исследованием и практической работой. На рисунке показано примерное распределение времени урока на 1) все виды работы с текстом, в том числе, задачным, 2) обсуждение (в группах, парах, всем классом) выполненной или предстоящей работы, 3) исследовательскую (конструирование, моделирование и пр.) и практическую деятельность (в том числе, проектная) 4) работу с цифровыми образовательными ресурсами (в том числе, работа в виртуальных лабораториях, практикумах и пр.)

Провокация исследования осуществляется с помощью противопоставления разных мнений учеников об одном и том же предмете; путем презентации загадочных в каком-то отношении явлений.

Урок развивающего обучения имеет постоянную психологическую структуру. Такой урок начинается с особой ситуации – установления контакта между детьми и учителем, создания атмосферы доверия, доброжелательности. Учитель «как бы» протягивает руку каждому из учеников и приглашает к сотрудничеству, к диалогу. Этот психологический момент организации учебной деятельности особенно важен в 1 классе, когда ребенок еще не знает своих собеседников, не умеет вступать в диалог. В данном случае ученикам нельзя сразу предлагать решать учебную задачу, они могут оказаться неготовыми к работе, поскольку для этого не создано благоприятной почвы. Атмосфера стихийности только повредит дальнейшему течению учебного процесса, осложнит организацию учебной деятельности.

После установления межличностного контакта, создания атмосферы доверия можно включать учеников в предметную деятельность. Для того чтобы каждому ребенку было интересно воспринимать и осмысливать новую тему, задание, учитель часто прибегает к созданию особой проблемной ситуации, он интригует учеников ситуацией неопределенности, незнания того, что ученикам самим предстоит узнать, разгадать, понять. Именно такая ситуация «вхождения» в новый непонятный пока материал требует вступления учеников в особые диалоговые отношения. Так возникает учебно-познавательный мотив, который подталкивает детей к деятельности.

На этом этапе учителю необходимо организовать учебные действия детей по анализу и интерпретации материала, именно эти действия будут направлены на решение поставленной проблемы. Формы работы на уроке могут быть различны: фронтальная, групповая, парная, комбинированная. Учитель должен быть предельно внимателен к тем высказываниям детей, которые последуют после чтения текста, к гипотезам, высказываемым учениками по желанию. Все эти детские открытия обязательно фиксируются на классной или интерактивной доске в виде вопросов, которые предстоит решать в совместном поиске.

Коллективная деятельность детей постепенно может переходить в индивидуальную. Ученики самостоятельно читают, размышляют, создают свои тексты, записывают вопросы, иллюстрируют. Эта мыслительная деятельность необходима для индивидуального творческого роста каждого ученика.

Что же может стать кульминационным моментом урока? Разгадка замысла… Наконец, на уроке может быть поставлена точка особого рода. Это развязка урока. Этот момент является рефлексией, которая выявляет изменения, произошедшие на уроке с каждым читателем. Ученики рассуждают о том, как изменились именно они, внутренне и внешне, нашли ли ответы на поставленные ранее вопросы, пришли ли к новому пониманию, открыли ли для себя новые законы. Такое обсуждение отличается логичностью, конструктивным, деловым характером. Каждый ученик старается пояснить, какой вклад внес именно он в общую деятельность класса, группы.

профессиональный компетентность педагог образование

Страницы: 1 2 

Педагогические заметки:

Психологический анализ личностных эффектов допрофессиональной подготовки МОУ для детей МУК
Сопоставление параметров личностной приспособленности учащихся 00-00 классов МОУ для детей МУК и школьников 0-0 классов позволяет заключить, что первая из названных категорий оптантов существенно более позитивно воспринимает и переживает свое взаимодействие с социумом (Табл. 0.0). Таблица 0.0 Лично ...

Трудовое воспитание нормально развивающихся детей дошкольного возраста
Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат о ...

Понятие инициативности
Для того чтобы поддерживать инициативность, сначала необходимо определиться – что именно необходимо поддержать и как определить, имеются ли какие-либо продвижения. Сначала рассмотрим данное понятие в словарях: 1) Инициативный 1. Обладающий инициативой, предприимчивостью. 2 Сделавший почин в каком-н ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru