Педагогическое наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Оно отличается от бытового наблюдения, во-первых, планомерностью и конкретностью объекта наблюдения, во-вторых, наличием специфических приемов, регистрации наблюдаемых явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и пр.) и, в-третьих, последующей проверкой результатов наблюдения.
К достоинствам наблюдения по сравнению с некоторыми другими методами исследования можно отнести следующее:
• только наблюдение представляет возможность судить о многих деталях живого педагогического процесса в их динамике; оно позволяет фиксировать педагогические события непосредственно в момент их протекания;
• наблюдением можно успешно пользоваться для оценки отдаленных последствий физического воспитания;
• в результате наблюдения исследователь получает фактические сведения о событиях, а не мнения других лиц об этих событиях как, например, при анкетировании);
• наблюдающий независим от умения исследуемых оценивать свои действия, высказывать свое мнение (по сравнению, например, со всеми видами опроса) .
Педагогический эксперимент – является фундаментом для любого исследования, проводимого в области педагогики. Он характеризуется тем, что является запланированным вмешательством человека в изучаемое явление.
Контрольные испытания (тестирования)- проводятся с помощью контрольных упражнений, или тестов. Контрольные испытания помогают: выявить уровень развития двигательных качеств, оценить степень технической и тактической подготовленности, сравнить подготовленность как отдельных занимающихся, так и целых групп, выявить преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятия.
Использовались следующие тесты:
Быстрота, скоростная выносливость и ловкость, связанные с изменением направления движений и чередованием ускорения и торможения оценивались при помощи челночного бега 5 раза по 10 метров.
Динамика силы мышц нижних конечностей оценивалась при помощи прыжка в длину с места толчком двух ног.
Метание набивного мяча из-за головы сидя (вес мяча 1 кг)
Общая и скоростная выносливость определялась временем бега на 1500м
Математико-статистическая обработка данных – обработка проводилась с помощью статистических формул.
В статистической обработке определялись следующие показатели:
1. Вычислялась средняя арифметическая величина по формуле:
;
где - знак суммирования;
n - число вариант;
х – полученные в исследованиях значения (варианты).
Средняя арифметическая величина позволяет сравнивать и оценивать группы изучаемых явлений в целом.
2. Вычислялось среднее квадратичное отклонение по размаху (Н.А.Толоконцев,1961; и др.) по формуле:
;
где - наибольшее число вариантов;
- наименьшее число;
К – табличный коэффициент, соответствующий определенной величине размаха (Б.А.Ашмарин, 1978).
Педагогические заметки:
Авторский проект образовательной программы
Практика является составной частью образовательного процесса в высших учебных заведениях культуры и искусства по специальности «Народное художественное творчество» и способствует реализации студентами приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности. Программа состоит из двух разд ...
Педагогические исследования проблемы правового воспитания детей дошкольного
возраста
Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, растет ответственность человека за свою судьбу. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной си ...
Трудовое воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта
Стоящая перед массовыми дошкольными учреждениями задача трудового воспитания детей не менее важна и для специальных дошкольных учреждений. Однако наряду с общими задачами специальные детские сады имеют еще свои специфические задачи, обусловленные особенностями психического развития умственно отстал ...