3. Вычислялась средняя ошибка среднего арифметического значения по формуле:
Ошибка дает представление о том, насколько средняя арифметическая величина, полученная на выборочной совокупности (n) отличается от истинной средней арифметической величины (М), которая была бы получена на генеральной совокупности.
4. Вычислялась средняя ошибка разности по формуле:
;
где и
- средние арифметические величины первого и второго измерения;
и
- ошибки средних арифметических первой и второй группы.
Средняя ошибка разности дает представление о том, насколько характеристики достоверно различны, т.е. установить статистически реальную значимость между ними.
5. Определялась достоверность различия показателей по таблице вероятностей по распределению Стьюдента (
- критерий Стьюдента).
По вычисленным показателям и
при (
= 6) в таблице определяется число
(уровень достоверности), которое показывает вероятность разницы между
и
. Чем больше
, тем менее существенна разница, тем меньше достоверность различий.
1) = 0,0 – 1,9; – достоверных различий нет, т.к. Р>0,05.
2) = 2,0 – 2,5; - есть достоверные различия в малой степени, т.к. Р<0,05.
3) = 2,6 – 3,3; - есть достоверные различия в средней степени, т.к. Р<0,01.
4) = 3,4 -
; - есть достоверные различия в высокой степени, т.к. Р<0,001.
6. Находилось процентное соотношение относительного сдвига результатов внутри групп по формуле:
Х от =Абсолютный сдвиг/М до эксперимента *100%,
Где Абсолютный сдвиг = М1 – М2.
Статистическая достоверность различий определялась: между средними арифметическими величинами двух групп испытуемых в начале и в конце этапов исследования; в каждой группе в течении эксперимента ( между I и II этапом, между II и III этапом, между III и IV этапом и между I и IV этапом).
Исследование проводилось в 4 этапа:
этап – изучалось состояние исследуемой проблемы по данным научно-методической литературы. Подготавливалась материально-техническая база для проведения педагогического эксперимента.
этап – разработка экспериментальной программы на основе игры «волейбол»
этап –проведение педагогического эксперимента. В экспериментальной группе спортсмены тренировались по разработанной методике, а в контрольной группе – по традиционной методике .
Педагогические заметки:
Концепция организации педагогического процесса
Чтобы создать авторскую концепцию по организации педагогического процесса, необходимо определить понятие "педагогический процесс". Согласно определению Б.Т. Лихачёва, педагогический процесс представляет собой целенаправленное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деят ...
Интеллектуальные игры в обучении старшекласников
Попытки разгадать «тайну» происхождения игры предпринимались учёными различных направлений науки на протяжении многих сотен лет. До сих пор в теории и практике существуют полярные точки зрения – от полного отрицания содержания воспитательной роли в игровой деятельности до крайнего её преувеличения ...
Совершенствование руководства индивидуально-воспитательной работой в органах
и подразделениях внутренних дел Калужской области
Важным условием эффективности индивидуально-воспитательной работы является систематическое руководство ею со стороны руководителей подразделений, их заместителей по воспитательной работе, координация действий служб, кураторов, закрепленных за ОВД области, общественных организаций. Эффективность инд ...