Анализ современных действующих программ по физическому воспитанию учащихся

Страница 2

Преобладание технократического подхода породило массовый конвейер по воспроизводству безликих индивидуумов. А сам педагогический процесс стал безличностным, авторитарным, лишенным привлекательности. Из двигательной деятельности на занятиях утрачена живая ткань движений, эмоциональность. Важнейшее условие перестройки педагогического процесса - перевод его на принципы демократизации и гуманизации.

Педагогический процесс в физическом воспитании должен идти по пути интенсификации и оптимизации , повышения целенаправленности обучения и усиления мотивации занятий физической культурой и спортом, перехода от количественных к качественным критериям.

Естественно, какие бы идеи совершенствования и перестройки ни были предложены, они останутся нереализованными, если наши школы не получат настоящего учителя, учителя с большой буквы.

Опыт школ свидетельствует, что в настоящее время многие педагоги не отличаются широкой образованностью, высоким уровнем культуры, в том числе и в области культуры физической. Их часто не отличает духовное богатство, интеллигентность . Многим не хватает методического мастерства, знаний возрастных особенностей воспитанников, нет четких, ясных представлений о современных теориях обучения, развития и воспитания. «Любовь» к детям часто носит риторический оттенок, на занятиях не стимулируется самодеятельность и творчество учащихся, поэтому столь необходима существенная перестройка подготовки учительских кадров в педагогических институтах, переподготовки учительских кадров на курсах усовершенствования; необходимо достичь единства вузовской подготовки. Важнейшее значение имеет разработка для поступающих в вуз специальных тестов, бесед, заданий, которые раскроют призвание абитуриентов.

В ходе вузовских занятий необходимо усилить психолого-педагогическую подготовку. Занятия в институте должны быть направлены не на узкую специализацию, а на воспитание личности, обогащение студентов богатством современной культуры. В этом же плане должна проводиться работа на курсах повышения квалификации учителей. Необходимо уйти от стандартного, уравнительного подхода при составлении учебных планов, программ .

Больше следует ориентироваться на опыт и знание учителей, их индивидуальные возможности и особенности. Активные методы на курсах повышения квалификации должны стать ведущими. Шире следует использовать современные организационно - деятельностные игры .

При перестройке школьной системы особое внимание привлекает управление физическим воспитанием. Центральные органы должны определять стратегию и идеологию развития непрерывного физического воспитания, разрабатывать базовое содержание образования физической культуры 1-11 классов.

Региональные и местные органы управления физическим воспитанием в соответствии с основными идеями и направлениями базового содержания призваны разрабатывать вариативный компонент программ по физическому воспитанию.

Важное значение в ходе перестройки системы физического воспитания имеют научные исследования, научно-методическое обеспечение физического воспитания. Научные исследования в области физического воспитания учащихся должны проводиться на федеральном и региональном уровне. Учителям физической культуры необходимы научно-методические рекомендации по всем направлениям физического воспитания (образовательное, оздоровительное, тренирующее). Учащиеся нуждаются в учебниках, учебных пособиях по физической культуре.

Ждет своего решения проблема компьютеризации учебного процесса, внедрения различных приборов и аппаратуры для получения срочных данных о ходе занятий и реакций организма каждого учащегося на предлагаемую нагрузку. Уроки физической культуры должны включать и своеобразные лабораторные задания по самосовершенствованию, предусматривающие овладение умениями контролировать результаты своих занятий, развитие двигательных способностей. Намечается тенденция к постоянному совершенствованию всех составных частей физического воспитания: целей и задач, содержания, форм и методов .

В соответствии с современными концепциями развития физического воспитания система образования, как отмечалось, все больше приобретает черты гуманизации и демократизации. Применительно к практической деятельности учителей в общеобразовательных учреждениях это означает прежде всего то, что учителям предоставляется право самостоятельно вносить коррективы в существующие программные документы по планированию и организации учебно-воспитательного процесса. Эта самостоятельность, однако, не должна выходить за рамки научно разработанных ограничений. Эти рамки в настоящее время условно принято называть базовым компонентом подготовленности школьников. Вариативный компонент позволяет учителям проявить профессиональную грамотность, открывает широкие возможности для творчества.

Региональные особенности можно классифицировать следующим образом:

климатические особенности данного региона;

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru