Проблема, безусловно, является актуальной для сегодняшней России. Потеря ценностей и смыслов превратилась в один из самых болезненных вопросов нашего общества. Всего 20 лет назад вопрос о ценностях и смыслах для людей даже не стоял. Они не вызывали сомнения. Люди жили во имя своей страны, страны поистине могущественной и великой. Никто не мог сказать вслух ничего другого. Шептались, потому что боялись, но теперь не страшно, причем, никому. Раньше мы диктовали половине мира, как жить, а теперь не можем заступиться и защитить даже себя. Сейчас уже становится заметным, что так называемый «переходный период» для нашей страны завершен и в России в общих чертах сформирован новый общественно-политический строй. Люди учатся адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям, к постоянному стрессу. Исследования физиологов показали, что эмоции страха буквально отравляют наш организм, поскольку сопровождаются повышением уровня адреналина в крови, аон у нас гораздо выше установленной нормы.
Социально-психологическое состояние социума во многом зависит от наличия в обществе ясно сформулированной, разделяемой активным большинством, мотивирующей национальной идеи. Однако в современной России такой идеи, которая объединяла бы всю страну, нет. Системообразующая идея государства, оказывающая огромное влияние на становление и развитие национального менталитета, сама является его продуктом.
Начиная с 1917 года для народов России национальной объединяющей идеей была идея коммунизма, представление о «светлом будущем». С крушением советской системы снова появилась потребность в ее поиске. Ее содержание было очень точно определено И.А.Ильиным: «Творить русскую самобытную духовную культуру - из русского сердца, русским созерцанием, в русской свободе, раскрывая русскую предметность. И в этом - смысл русской идеи».
Педагогические заметки:
Специфика изучения иностранного языка в средней школе
Для учащихся средней ступени образования (5-9 классы) характерно развитие внутреннего внимания и активности, чему способствует правильное направление работы на начальной ступени. В равной мере можно говорить и о развивающемся произвольном внимании. Внутреннее произвольное внимание получает свое раз ...
Работа над сочинением-рассуждением в старших классах
Работа по развитию речи детей в 5-8 классах подготавливает детей к итоговой аттестации в 9 классе. Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений введена в рамках Федерального эксперимента по введению профильного обучения. Экзаменационная работ ...
Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции
Анализ основных видов и форм педагогического требования показывает, что и положительная группа форм косвенного требования (просьба, доверие, одобрение), и отрицательная (угроза, выражение недоверия, осуждение) используются на каждом шагу, в таких ситуациях, когда не возникает никакой необходимости ...