Теоретико-методологические предпосылки развития профессиональной компетентности педагога в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Информация о педагогике » Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова » Теоретико-методологические предпосылки развития профессиональной компетентности педагога в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Страница 2

Ценностно-смысловая компетенция педагога. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями учителя, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения учителя в ситуациях учебной или иной деятельности.

Общекультурная компетенция педагога. Круг вопросов, в которых учитель должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

Учебно-познавательная компетенция педагога. Это совокупность компетенций учителя в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности

Информационная компетенция педагога. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учителя с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Мотивационно-волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.

Функциональный (от лат. Functio – исполнение) компонент в общем случае проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии.

Коммуникативный (от лат. Communico – связываю, общаюсь) компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.

Рефлексивный (от позднелат. Reflexio – обращение назад) компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы.

Указанные характеристики профессиональной компетентности педагога нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративный, целостный характер, являются продуктом профессиональной подготовки в целом.

Профессиональная компетентность формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалиста. Но если обучение в педагогическом вузе следует рассматривать как процесс формирования основ (предпосылок) профессиональной компетентности, то обучение в системе повышения квалификации – как процесс развития и углубления профессиональной компетентности, прежде всего, высших ее составляющих.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Особенности формирования организованной творческой среды в условиях детского сада
В формировании духовного мира ребёнка огромная роль принадлежит музыкально- театральному искусству. По словам В.А. Сухомлинского духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Музыка- язык чувств, а театр, по словам С.В. Образцова, - ...

Коррекция характера у детей с умственной отсталостью
Прежде чем рассматривать данный метод коррекции, мы опишем формирование характера детей с нарушением интеллекта. Формирование характера у ребёнка с нарушением интеллекта. На формирование характера определенное влияние оказывает тип нервной деятельности. Однако, как это доказано многими исследования ...

Теоретические основы проблемы формирования художественной культуры школьников
Формирование художественной культуры ребенка многие авторы считают одним из важнейших для формирова­ния личности школьника. Почему? С.А.Герасимов поясняет это так: “ Функцией нравственно-эстетического воспитания и художественно-эстетической деятельности детей является развитие у них образного мышле ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru