Методика эстетического воспитания в ВУЗе

Страница 1

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и молодого человека по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития. Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Человек всегда откликается на красоту в природе, предметном мире, искусстве, на эмпатию со стороны оппонента. Большое значение при этом имеют личный опыт, побуждения, стремления, переживания.

Следует отметить, что, так как процесс накопления эстетической культуры сопровождает человека на протяжении всей его жизни, первостепенной задачей педагога при работе со студентами является определение базового уровня эстетической культуры на момент начала работы. Для этого необходимо дифференцировать понятие эстетической культуры на критерии, составляющие ее структуру: театрально-эстетическая мотивация, театрально-эстетические знания, интеллектуально-эмоциональная воспитанность и опыт театрально-эстетической деятельности.

Каждый из выше перечисленных критериев содержит в себе ряд составляющих его показателей. Театрально-эстетический критерий указывает на направленность личности на интерес к театральному искусству и желание стать частью театральной деятельности. Таким образом, в данном критерии можно выделить следующие показатели:

желание в посещение театра

наличие избирательного интереса к театральному искусству

желание личностного участия в театрально-художественной деятельности.

Театрально-эстетические знания как критерий проявляется через демонстрацию знаний о театре и театральной деятельности как о подсистеме. Следовательно данный критерий содержит в себе такие показатели как:

1. знания о театре как о элементе искусства

2. знания о театре как о части мировой культуры

3. знания о театре как об искусстве.

Интеллектуально-эмоциональная воспитанность как критерий содержит в себе эмоциональную составляющую личности, поэтому проявляется путем оценки следующих показателей:

эмоциональная осведомленность

распознавание эмоций других людей

эмпатия

управление своими эмоциями

самомативация.

Опыт театрально-эстетической деятельности как критерий заключается в непосредственном участии студента в театральном действии. Даны критерий включает в себя следующие показатели:

частота участия в творческих мероприятиях

реакция на усложнение деятельности

заинтересованность в качестве результата.

Таким образом, проведя диагностику базового уровня эстетической культуры у студентов и проанализировав полученные результаты, педагог сам может выбрать те методы эстетического воспитания которые будут являться валидными для того уровня эстетической культуры на котором находятся студенты.

Стоит отметить, что помимо валидности методики педагогу следует учитывать и ряд других условий. Педагогу следует учитывать временные рамки проведения методики, объем и качество художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога.

Важно осознавать, что методика, несущая в себе определенную эстетическую информацию является не единственным источником получения этой информации. Эстетическую информацию человек получает по многим каналам, это и социальная среда, и предметный окружающий мир, и природные явления, и художественные произведения. Поэтому так важно чтобы выбранная методика могла учитывать и не дублировать информацию полученную человеком из других источников. Дублирование информации возможно лишь в качестве подкрепления уже сложившегося позитивного отношения к эстетике.

По тому, как человек получают эстетическую информацию (знакомятся непосредственно с произведением искусства, музыкальными или литературными произведениями, рассматривая картины, или через теоретический материал - лекцию), методы и приемы эстетического воспитания можно разделить на наглядные и словесные. К ним предъявляются определенные требования. Исполнение литературных и музыкальных произведений должно быть художественно-выразительным, эмоциональным, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния. В словесном методе также необходимо добиваться яркой образности, чтобы молодой человек понял не только содержание или смысл задания, но и пережили настроение, соответствующее эмоциональной окраске.

Таким образом, следует отметить, что классифицировать методы эстетического воспитания в единую систему не практически представляется возможным, более того нельзя однозначно утверждать о том, что есть наилучший метод воспитания. Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у человека эстетической культуры, отношений, суждений, оценок, практических действий: - метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса; - метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения; - метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям; - метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире. Особенность метода убеждения применительно к эстетическому воспитанию состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление - однозначно положительно. Эмоциональный отклик возникает у человека при непосредственном соприкосновении с произведениями искусства, при участии его в общественных праздниках и т.д. Этот метод, можно считать в равной мере, как методом наглядного приобщения, так и словесным, поскольку любое наблюдение сопровождается одновременным или последующим комментарием. Важно умело отобрать наиболее яркие и впечатляющие художественные произведения, создать соответствующую ситуацию и эмоциональный настрой.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Основные элементы развития профессиональной компетентности педагога в образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Для достижения учащимися запланированных образовательных результатов педагоги должны решить следующие задачи: обеспечить многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, тренинги, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.); способствовать ...

Из истории использования искусства для обучения и лечения
Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль, как в восстановлении функций организма, так и в формировании ...

Определения понятий: «физическая культура», «физическое воспитание»
Самым широким понятием, из всех понятий теории физического воспитания является физическая культура. Оно включает в себя содержание всех рассмотренных ниже понятий. Физическая культура-это часть общей культуры, совокупность достижений общества в области физического совершенствования человека, накопл ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru