Характеристика и особенности системы Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова

Страница 3

Некоторые критики упрекают развивающее обучение в том, что оно якобы нарушает естественный ход развития ребенка тем, что вынуждает его мыслить не свойственными для его возраста абстракциями. При этом они не учитывают, что ребенок в учебной деятельности мыслит в процессе действий с реальными предметами и вещами, в отношении которых у него есть некоторые общие представления об их сути. Так, например, ребенок хорошо представляет себе, что вещи могут различаться между собой по величине: одни вещи больше других и т. п. В этих представлениях уже заложено определенное понимание абстракций, которые «правят миром». Ведь нет таких конкретных вещей, которые могут быть названы словом «больше», «меньше», «равно». Эти слова определяют результат сравнения вещей (заметим, любых вещей) по их величине, когда другие свойства как бы выбрасываются из рассмотрения, т.е. происходит абстрагирование от остальных свойств вещей, кроме величины. Понятия типа «больше» или «меньше» имеют собственную логику, опирающуюся на законы реальных отношений между предметами, но вместе с тем относительно независимую от них. В этом смысле абстракции «правят миром». Так, если мы знаем, что один предмет больше второго, а второй больше третьего, то первый всегда больше третьего, независимо от того, имеем ли мы возможность сравнить эти предметы непосредственно или нет. Так мыслить есть естественная способность человека, крайне ему необходимая. Поэтому и для ребенка 7 лет, когда он уже начал понимать отношения «больше» — «меньше», мыслить такими абстракциями также естественно.

Другое дело, что многие педагоги редко об этом задумываются. Они часто не замечают, что ребенок может мыслить теоретически. Тем самым они упускают выгодный шанс в его развитии. Ведь ребенок может остаться в плену своих общих, по сути наивных представлений, если не сумеет подняться на уровень сознательного отношения к реальности абстрактных отношений, которые «правят миром». И окажется беззащитным, столкнувшись с реальной практикой людей, проектирующих дома, машины и . финансовые пирамиды. Из этой практики, а не из простого счета появляется действительное понимание числа как отношения величины предмета к величине наперед заданной мерки. Это отношение и есть та исходная абстракция, из которой может появиться все многообразие числа. Работа с такими отношениями развивает у ребенка естественную и необходимую для людей способность понимать суть вещей. Как говорится в теории, происходит восхождение от абстрактного к конкретному.

Предпринимаются также попытки подвергнуть сомнению общественную значимость того типа развития личности, на который ориентировался В.В.Давыдов. Выдвигается тезис о том, что система Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова закрывает путь развития в ребенке его образной и чувственной сфер. Это не верно уже потому, что в систему включены изобразительное искусство, литература, музыка, которые целенаправленно развивают воображение и чувства ребенка. На уроках математики создаются ситуации, где деятельность воображения и накал страстей просто недосягаемы для традиционного обучения. Но дело не только в этом. Критики не понимают, что В.В.Давыдов предпринял попытку дать ребенку шанс в течение нескольких часов в день развивать в себе способности, которые в обычной жизни формируются случайно, в результате сочетания обстоятельств, от самого ребенка не зависящих (чуткие родители, умные учителя, благоприятное социальное окружение, интересные друзья и т. д.). В этом заключается великое демократическое начало теории В.В.Давыдова, общественное значение которой трудно переоценить.

Страницы: 1 2 3 

Педагогические заметки:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru