Чтобы создать авторскую концепцию по организации педагогического процесса, необходимо определить понятие "педагогический процесс". Согласно определению Б.Т. Лихачёва, педагогический процесс представляет собой целенаправленное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменение ребёнка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателя. Под педагогическим процессом также понимается продвижение к образовательно-воспитательной цели.
Согласно этим двум определениям, мы видим, что педагогический процесс имеет цель, вытекающие из цели задачи, содержание, средства, методы и результат. Достижение результата невозможно и делает бессмысленными поставленные цели без активной деятельности участников педагогического процесса - того, кто воздействует (учитель), и того, на кого направлено воздействие (ребёнок).
Как же должны выглядеть участники педагогического процесса? Кто такой учитель? Если рассматривать сам термин "учитель", то учитель - это "человек, деятельность которого направлена на то, чтобы научить других людей чему-либо". Но разве деятельность учителя должна сводиться только к тому, чтобы "научить"? Нет, невозможно научить кого-либо без его развития. Обучение возможно лишь при развитии всех сторон личности (физической, умственной, нравственной, духовной сторон, индивидуальных особенностей, способностей и качеств). Чтобы обеспечить такое всестороннее развитие и сделать эффективным обучение, учитель сам должен быть развитой личностью, ориентированной на детей. Важнейшими личностными качествами учителя являются ум, доброта, честность, справедливость, трудолюбие, творчество, любовь к жизни, миру и детям, уравновешенность и способность быстро и спокойно реагировать на нестандартные ситуации, ответственность, самоотверженность. Невозможно нравственное и духовное развитие учащихся без общей культуры и нравственности учителя. Однако одних личностных качеств недостаточно, чтобы быть хорошим учителем. Ещё необходимы профессиональные качества и умения: авторитетность, квалифицированность, знание психологии младших школьников и основ медицины, учёт индивидуальных особенностей учащихся, знание и умение использовать различных методик преподавания, умение применять различные методы обучения с учётом возрастных особенностей учащихся, умение быть для детей няней, другом и наставником-помощником, умение реализовать индивидуальный и дифференцированный подходы, умение наладить дисциплину и сплотить коллектив, умение вести за собой детей. Учитель может легко потерять свой авторитет, если будет некомпетентен в преподаваемых науках, если не будет видеть и слышать всех детей, а также, если неадекватно и объективно оценивать учащихся. Важную роль играет стиль общения педагога, стиль можно отнести также к средствам педагогического процесса. Наиболее оптимальным, на наш взгляд, является демократический стиль с элементами авторитарного стиля. Авторитарность нужна только на первых порах и только в той степени, чтобы организовать учащихся, не унижая их личностного достоинства и не отбивая желание учиться. Это необходимо, во-первых, потому что, полная свобода демократического стиля может привести к попустительскому стилю, а во-вторых, дети не смогут организоваться, если не будут с самого начала делать всё под руководством учителя. Данный смешенный стиль не приемлет жесткого обращения, фамильярности, сарказма, высокого тона, приказов, публичных наказаний.
Как же выглядят другие участники педагогического процесса - учащиеся? Каждый класс школы представляет собой определённую возрастную ступень и ступень становления личности. Ни одна ступень не похожа на другую, они различаются возрастными особенностями. Однако и учащиеся одной ступени не похожи друг на друга: все они разные по физическому, умственному и нравственному показателю, у каждого есть индивидуальные особенности, способности, склонности и интересы. Каждый ребёнок уникален, имеет свой темперамент и характер, каждый в глубине души добр, даже если совершает аморальные и асоциальные поступки. Ребёнок рождается "чистым листом", на котором мы, взрослые, рисуем картину, иногда оставляя следы, кляксы и тёмные места. Попадая в первый класс, ребёнок резко сменяет социальную ситуацию развития и социальный статус; для ребёнка это сильный стресс, снять который помогает учитель. Не все так легко справляются со стрессовой ситуацией, поэтому первоклассники на первых порах так ранимы, легко обижаются, "опускают руки", теряют интерес к обучению, хотя на самом деле они очень активны и хотят взаимодействовать с учителем. К концу четвёртого класса учащиеся сильно изменяются, во-первых, они ощущают предстоящую смену обстановки - смена начальной на среднюю школу, во-вторых, начинается ранняя стадия переходного возраста, в-третьих, это уже сформированные личности со своими взглядами.
Педагогические заметки:
Методологические основы трудового воспитания старших
дошкольников в специальных дошкольных учреждениях
Трудовое воспитание умственно отсталых дошкольников следует понимать не как изолированный от жизни процесс, а как создание атмосферы повседневного разумного человеческого труда на пользу себе и окружающим. Поскольку у детей дошкольного возраста многие представления и умения складываются на основе п ...
Особенности патриотического воспитания детей с отклонениями в
эмоционально-личностном развитии и поведении
патриотический воспитание дошкольник отклонение поведение Характерным для детей дошкольного возраста являются формирующиеся общественная направленность, коллективизм. Они проявляются и в реальных детских взаимоотношениях и высказываниях, и в оценке поступков сверстников, и в целенаправленности совм ...
Характеристика особенностей подросткового возраста
Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства. Вступление в мир взрослых. Первый из этих моментов с ...