4. Выстроить предметное содержание учебных дисциплин на деятельностной основе через систему решения учебных задач.
Основные принципы:
дедукция на основе содержательных обобщений;
содержательный анализ;
содержательное абстрагирование;
теоретическое содержательное обобщение;
восхождение от абстрактного к конкретному;
содержательная рефлексия.
Ход обучения:
знакомство с предлагаемой научной ситуацией или задачей;
ориентировка в ней;
образец преобразования материала;
фиксация выявленных отношений в виде предметной или знаковой модели;
определение свойств выделенного отношения, благодаря которым выводятся условия и способы решения исходной задачи, формулируются общие подходы к решению;
наполнение выделенной общей формулы, вывода конкретным содержанием.
Основные методические подходы:
Отрицание концентрического построения учебных программ.
Непризнание универсальности использования конкретной наглядности в начальной школе.
Свобода выбора и вариативность домашних заданий, имеющих творческий характер.
Особенностью урока этой психолого-педагогической системе является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках. Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями
В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.
На первом этапе обучения основным является метод учебных задач, на втором — проблемное обучение. Учебная задача в этой концепции похожа на проблемную ситуацию:
Принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи.
Преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта.
Моделирование выделенного отношения для изучения его свойств в предметной, графической и буквенной формах.
Преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде».
Построение системы частных задач, решаемых общим способом.
Контроль за выполнением предыдущих действий.
Оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Основными результатами к концу начальной школы в классах, обучавшихся по системе Эльконина – Давыдова, можно назвать следующие:
высокая познавательная активность и устойчивый познавательный интерес у младших школьников;
направленность на поиск общего способа решения широкого класса задач, а не попытки найти результат решения каждой конкретной задачи;
способность к анализу и критической оценке собственных действий и точки зрения партнеров, действующих иначе;
инициативность при столкновении с новой задачей, которая проявляется в поиске недостающей информации, в экспериментальной проверке собственных гипотез, в самостоятельной организации взаимодействия с учителем и другими учениками.
формирует у ребенка новый тип мышления – теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки;
способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;
развивает желание и умение учиться, которые обеспечивают развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, решение задач профессионального и жизненного самоопределения.
Что представляют собой основные курсы развивающего обучения для начальной школы? «Математика», созданная В.В. Давыдовым и его соавторами С.Ф.Горбовым, Г.Г.Микулиной, О.В.Савельевой, — это взгляд на арифметику с точки зрения высшей математики. Близкий к этому подход реализован в курсах математики А.М.Захаровой и Т.И.Фещенко, Э.И.Александровой. «Родной русский язык», разработанный В.В.Репкиным и его коллективом, есть обучение правописанию на основе достижений современной лингвистической науки. «Изобразительное искусство» Ю.А.Полуянова представляет собой организацию детского изобразительного творчества по законам профессионального искусства. «Литература как предмет эстетического цикла» Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской воспроизводит высокие образцы культурного прочтения художественных текстов и общую логику литературного творчества. «Естествознание» Е.В.Чудиновой и Е.Н.Букваревой является попыткой внести в процесс ознакомления детей с окружающим миром элементы научного наблюдения и эксперимента. В «Музыке» Л.В.Виноградова воспроизводятся основные принципы и традиции коллективного музицирования. В настоящее время система Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова активно развивается благодаря стремительному внедрению в практику. В нее вливаются новые учебные курсы: «Философия для детей», «Физика», «Химия» и др. Активно идет работа по преемственности начального и основного среднего образования. Есть наработки в создании программ для 4-летней начальной школы. Сложилось профессиональное объединение ученых и практиков развивающего обучения.
Педагогические заметки:
Влияние музыки человека: психологические и
физиологические факторы
Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе и опыт воздействия музыки на животных, растения и человека, накопленный тысячелетиями. В древности выделяли 3 направления её влияния на человека: 1) на духовную сущность; 2) на интеллект; 3) на физическое тело. Эти известные с древности напра ...
Работа над сочинением-рассуждением в старших классах
Работа по развитию речи детей в 5-8 классах подготавливает детей к итоговой аттестации в 9 классе. Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений введена в рамках Федерального эксперимента по введению профильного обучения. Экзаменационная работ ...
Телекоммуникационные проекты: организация и проведение
Пришло время рассмотреть вопрос о специфике телекоммуникационных проектов. Мы успели ознакомиться с компьютерными телекоммуникациями и с глобальной сетью Интернет. Теперь вам знакомы возможности этой сети и телекоммуникаций, которые могут быть с успехом использованы в педагогическом процессе; вы зн ...