Этапы развития профессионального самосознания и особенности профориентационной работы педагога дополнительного образования

Информация о педагогике » Организация деятельности педагога дополнительного образования по проведению профессиональной ориентации школьников » Этапы развития профессионального самосознания и особенности профориентационной работы педагога дополнительного образования

Страница 2

Итак, как видно из вышеприведенного возрастно-психологического анализа этапов становления профессионального самосознания, актуальной задачей психолого-педагогического сопровождения развития личности учащихся в профессиональном плане является содействие развитию профессиональных интересов.

В связи с этим особенностью профориентационной работы педагога ДО является организация работы в профориентационных центрах на базе общеобразовательных учреждений. Эти центры эффективны тогда, когда совмещены с периодическими занятиями (в том числе и в рамках элективных курсов) и выступлениями перед родителями и учителями. Именно на этих занятиях формируются реальные запросы на дополнительную информацию о мире профессий.

Профориентационный центр на базе школы является информационно-коммуникативным пространством, содействующим развитию личности учащегося в профессиональной области. Это может быть просто «Уголок профориентации» или специальный медиацентр, который, помимо собственно информационных ресурсов по теме на различных носителях, предоставляет учащимся возможность целенаправленного пользования Интернетом: участия в молодежных интернет-проектах, пользования сайтами, на которых есть игры «по профориентации» (такие уже есть), виртуального общения с различными кадровыми агентствами и профессиональными учебными заведениями. Поскольку само понятие структуры подразумевает совокупность взаимосвязанных элементов, то мы сейчас и рассмотрим основные элементы профориентационного центра в их взаимосвязи друг с другом.

Собрание профессиограмм. Профессиограмма – это описание совокупности разноуровневых характеристик работника, необходимых для успешного овладения данной профессией и профессионального роста. Зачастую в профессиограммах есть информация о сроках и способах овладения профессией, о среднем времени профессионального развития и об основных требованиях предъявляемых профессией к работнику.

Есть специальные сборники, в которых собраны профессиограммы различных профессий. Обычно они классифицированы по типологии, достаточно давно предложенной Е.А. Климовым: человек – человек, человек – техника, человек – художественный образ, человек – природа и человек – знак. Тем не менее, с усилением роли информатизации, с быстро меняющимся рынком труда, стремительным появлением новых профессий и так далее профессиограммы также постоянно меняются. Более того, появляются совершенно новые профессии, под которые еще не успели составить профессиограммы. Поэтому, если у вас в библиотеке есть сборник профессиограмм пятилетней давности, то он однозначно должен быть заменен более поздним изданием. Именно заменен, потому что в связи с информатизацией мы наблюдаем укрупнение содержания многих профессий, не говоря уже о шквале абсолютно новых профессий.

Желательно, чтобы профессиограммы были снабжены наглядностью, иллюстрирующей рабочий процесс и результаты труда. Профессиограмма – это та основа, на которой педагог строит свое занятие по ознакомлению с той или иной профессией.

Сборники профориентационных тестов и анкет. Использование любых тестов и анкет требует специальной подготовки, но, в целях самопознания школьника, мы все равно можем использовать указанные сборники.

Педагог ДО помогает школьнику найти тест, необходимый для оценки тех или иных качеств или способностей, а учащийся, в свою очередь, сам его проходит и читает интерпретацию. Главное, чтобы предложенные выводы по тестам не воспринимались школьником как приговор. Необходимо уверить его, что человек – гибкое и приспосабливающееся создание, поэтому – если очень хочется – он все равно может заниматься любимой профессией вопреки всему. И всегда можно сослаться на ненаучность некоторых методик, размещаемых в разных сборниках.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Подготовка мастера уроку
В ходе подготовки к уроку мастер анализирует итоги предыдущих занятий, на основе этого уточняется содержание, тема и цель предстоящего урока. Тема определяет общее название той части учебного материала, который будет изучаться на уроке, т.е. "что изучается", а цель урока - "для чего ...

Содержание логопедической работы по формированию моторных функций у детей экспериментальной группы
Развитие речи тесно связано с состоянием наших моторных функций. У детей с нарушениями речи имеются существенные отклонения в речевом и психомоторном развитии. У дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня недостаточно сформированы основные двигательные навыки и умения, общая моторная н ...

Начальные и средние школы
Обучение в основном обязательно для детей от 6 или 7 и до 15 или 16 лет, в зависимости от провинции, в которой они живут, и бесплатно до окончания ими средней школы. В начале 1990–х в Канаде было более 16000 начальных и средних школ с общим числом учеников примерно в 5,3 миллиона. В начале1990-х Ка ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru