На стадии формирующего эксперимента были подобраны дидактические методы и приемы, направленные на эстетическое воспитание младших школьников с ЗПР, с учетом особенностей детей класса, которые применялись в системе на протяжении 6 недель и дали положительные результаты, о чем свидетельствует проведенное контрольное исследование. В результате анализа данных исследования можно сделать вывод о том, что систематическое применение аппликации способствует эстетическому воспитанию младших школьников с ЗПР.
В соответствии с поставленными в начале работы задачами нами были рассмотрены история и современное понятие объекта исследования - эстетического воспитания младших школьников с ЗПР.Мы выяснили, что этетическое воспитание определяется как система мер, которые направлены на совершенствование и выработку в человеке способности чувствовать, верно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве.
«Входные ворота», через которые ребенок воспринимает все многообразие звуков, форм и красок – сенсорный аппарат организма, сенсорная восприимчивость, развитие которой является незаменимым условием полноценной встречи человека с эстетическим объектом.
У детей с ЗПР в младшем школьном возрасте главными задачами развития эстетических чувств являются: формирование перцептивных способностей, системы сенсорных эталонов и умений их принимать самостоятельно в познавательной и практической деятельности.
В ходе исследования нами было выявлено, какие виды искусства благотворно влияют на развитие эстетических чувств у детей с ЗПР. Это: декоративное и изобразительное искусство, художественная литература, а так же предметная среда, которая окружает ребенка и, конечно же, природа.
Аппликация – это декоративно-силуэтный способ изобразительной деятельности, который является одним из любимейших видов изобразительной деятельности и эффективным средством развития эстетических чувств у учащихся.
При занятии аппликацией развивается восприятие детей (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, восприятие времени и пространства), развивается зрительно-моторная координация и система перцептивных действий, межсенсорные связи.
Задачи развития эстетических чувств у детей с ЗПР нужно реализовывать последовательно и поэтапно, при постепенном усложнении технических приемов и способов изображения, что и находит отражение в содержании обучения аппликации младших школьников с ЗПР.
Исходя из поставленной в начале исследования цели, мы решили следующие задачи:
- рассмотрели психолого-педагогическую характеристику детей с ЗПР;
- изучили особенности учебно-познавательной деятельности младших школьников с ЗПР и характеристику типичных нарушений;
- изучили основы эстетического воспитания младших школьников с ЗПР средствами аппликации;
- проанализировали уровень эстетического воспитания младших школьников с ЗПР.
Таким образом, цель исследования выполнена, гипотеза доказана.
Педагогические заметки:
Изучение состояния проблемы правового воспитания в ДОУ
Опытно-исследовательская работа проводилась на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения - «Джалильский детский сад №1 «Березка» общеразвивающего вида» Сармановского муниципального района РТ. Предметом исследования были определены формы и методы работы по правовому воспитанию стар ...
Связь педагогики с другими науками
Определение области какой-либо науки имеет целью показать более четко ее специфику и очертить круг тех вопросов, которые призвана решать данная наука. Однако ни одна наука не развивается совершенно обособленно: ей приходится пользоваться данными других наук, брать на вооружение методы исследования, ...
Направления
профориентационной работы
Мы в своей практической деятельности, направленной на оказание психологической помощи безработным, клиентам службы занятости, осуществляем технологии в рамках тренингового направления профориентационной работы. Нами разработана и реализуется программа регуляторного тренинга для безработных, основыв ...