Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ЗПР

Страница 3

Для формирования родовых понятий применяются образные логические упражнения. Важно, чтобы они были представлены в следующей последовательности: занятия в словесной классификации нужно проводить после освоения детьми навыков группировки реальных изображений и предметов. В будущем целесообразно предложить учащимся более сложные задачи: выявить группы однородных предметов из предложенного материала, с указанием общего слова и перечислить отдельные предметы, связанных с понятием, которое оно обозначает.

Для многих детей с особыми образовательными потребностями характерно: склонность к шаблонам, стереотипным способам решения, недостаточная гибкость мышления. Эти школьники в начале обучения недостаточно владеют операцией абстрагирования.

Задачи, при решении которых требуется абстрактное мышление, достаточно сложны для нормально развивающихся детей, а особенно для детей с ЗПР. Разница в том, что для детей с особыми образовательными потребностями требуется большая помощь в выполнении таких задач.

Большинство младших школьников с ЗПР в то же время довольно хорошо владеют элементарными формами классификации. Группировка простых геометрических фигур в зависимости от выбора одного из признаков (форма или цвет) не представляет трудности для них. При классификации сложных геометрических фигур и распределения по двум признакам несколько снижается продуктивность выполнения работы.

Главная трудность состоит в том, что дети не могут осуществить операцию объединения двух признаков. Тем не менее, они могут выполнить задание, если им предоставить возможность для практических действий с объектами классификации.

Недостаточное развитие мыслительных операций у младших школьников с ЗПР четко проявляется при выполнении различных учебных задач.

В своих исследованиях З.И. Калмыкова подтвердила положение о том, что для рассматриваемой категории учащихся задачи проблемного характера являются наиболее сложными. Им свойственно: поверхностность мышления, его направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно - логическом уровне.

Ход решения интеллектуальных задач определяется эмоционально-волевыми особенностями детей младшего школьного возраста. Часто дети с задержкой психического развития первый, пришедший в голову ответ, и задача остается не решенной даже в тех случаях, где они потенциально могут справиться с ней. Учащиеся с особыми образовательными потребностями часто заменяют трудную для них задачу на более легкую.

Они, кажется, намеренно стараются избегать усилий, связанных с умственным напряжением в решении интеллектуальных задач. При решении мыслительных задач, которые даются детям трудно, рекомендуется использовать наглядность, постепенно снижая долю ее участия в процессе мышления.

Так как большая часть психических функций (речь, пространственные представления, мышление) имеет сложную структуру и основана на взаимодействии нескольких функциональных систем, то и создание такового рода взаимодействий у детей с ЗПР не только замедлено, но и проистекает по-другому, чем у нормально развивающихся сверстников. Следовательно, соответствующие психические функции формируются не так, как при нормальном развитии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Педагогические заметки:

Формирование в учеников критически мыслить
Учителю всегда следует помнить, что он работает не в каком-то вневременном, абстрактном пространстве, а в конкретной социальной среде, которая сложилась исторически. И потому ему постоянно следует согласовывать свою педагогическую деятельность с характером этой среды, его закономерностями, вызовами ...

Диагностика уровня самоконтроля поведения гиперактивных подростков
Произвести более детальную оценку уровня самоконтроля поведения нам помогли следующие критерии: 1. способность прилагать усилия воли для преодоления препятствий; 2. способность контролировать эмоции; 3. степень коммуникативного контроля в общении. Методики для определения самоконтроля поведения гип ...

Организация творческой деятельности учащихся как психолого-педагогическая проблема
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. К сожалению, данные диагностирования р ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru