Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ЗПР

Страница 3

Для формирования родовых понятий применяются образные логические упражнения. Важно, чтобы они были представлены в следующей последовательности: занятия в словесной классификации нужно проводить после освоения детьми навыков группировки реальных изображений и предметов. В будущем целесообразно предложить учащимся более сложные задачи: выявить группы однородных предметов из предложенного материала, с указанием общего слова и перечислить отдельные предметы, связанных с понятием, которое оно обозначает.

Для многих детей с особыми образовательными потребностями характерно: склонность к шаблонам, стереотипным способам решения, недостаточная гибкость мышления. Эти школьники в начале обучения недостаточно владеют операцией абстрагирования.

Задачи, при решении которых требуется абстрактное мышление, достаточно сложны для нормально развивающихся детей, а особенно для детей с ЗПР. Разница в том, что для детей с особыми образовательными потребностями требуется большая помощь в выполнении таких задач.

Большинство младших школьников с ЗПР в то же время довольно хорошо владеют элементарными формами классификации. Группировка простых геометрических фигур в зависимости от выбора одного из признаков (форма или цвет) не представляет трудности для них. При классификации сложных геометрических фигур и распределения по двум признакам несколько снижается продуктивность выполнения работы.

Главная трудность состоит в том, что дети не могут осуществить операцию объединения двух признаков. Тем не менее, они могут выполнить задание, если им предоставить возможность для практических действий с объектами классификации.

Недостаточное развитие мыслительных операций у младших школьников с ЗПР четко проявляется при выполнении различных учебных задач.

В своих исследованиях З.И. Калмыкова подтвердила положение о том, что для рассматриваемой категории учащихся задачи проблемного характера являются наиболее сложными. Им свойственно: поверхностность мышления, его направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно - логическом уровне.

Ход решения интеллектуальных задач определяется эмоционально-волевыми особенностями детей младшего школьного возраста. Часто дети с задержкой психического развития первый, пришедший в голову ответ, и задача остается не решенной даже в тех случаях, где они потенциально могут справиться с ней. Учащиеся с особыми образовательными потребностями часто заменяют трудную для них задачу на более легкую.

Они, кажется, намеренно стараются избегать усилий, связанных с умственным напряжением в решении интеллектуальных задач. При решении мыслительных задач, которые даются детям трудно, рекомендуется использовать наглядность, постепенно снижая долю ее участия в процессе мышления.

Так как большая часть психических функций (речь, пространственные представления, мышление) имеет сложную структуру и основана на взаимодействии нескольких функциональных систем, то и создание такового рода взаимодействий у детей с ЗПР не только замедлено, но и проистекает по-другому, чем у нормально развивающихся сверстников. Следовательно, соответствующие психические функции формируются не так, как при нормальном развитии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Педагогические заметки:

Значение личного примера руководителя, наставника в индивидуально-воспитательной работе с сотрудниками ОВД
Один из ведущих методов индивидуального воздействия - это личный пример руководителя, наставника. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что влияние личности воспитателя составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний ...

Понятие и виды воображения
Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский, В.Г.Казакова и Л.Л.Кондратьева и др.). Согласно М.В.Гамезо и И.А.Домашенко: «Воображение — психический процесс, заключающийся в ...

Примерный алгоритм обучения просмотровому чтению
Внимательно прочитайте заголовок текста, постарайтесь вникнуть в его смысл, определить главную мысль текста. Прочитайте первое предложение текста. Сопоставьте его содержание с заголовком. Прочитайте первый абзац. Сопоставьте его содержание со своим представлением о главной мысли текста. Просмотрите ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru