Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ЗПР

Страница 1

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормальной скорости психического развития, в котором ребенок, который достиг школьного возраста, продолжает находиться в кругу игровых, дошкольных интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и в то же время временный характер отставания, который преодолевается с возрастом тем удачнее, чем ранее создаются адекватные условия развития и обучения детей этой категории.

Главная причина такого отставания, по мнению основной массы исследователей (М.Н. Фишман,И.Ф. Марковская,Т.А. Власоваи др.), считаются слабовыраженные (малые) органические поражения головного мозга, которые могут быть как врожденными, так и возникшими во внутриутробном, предродовом и раннем периоде жизни младенца. Иногда может наблюдаться генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы.

Травмы, инфекции, обменно-трофические расстройства, интоксикациии т. д. приводят к нарушениям структурно неустойчивых темпов развития мозговых механизмов, либо вызывают умеренные органические повреждения головного мозга. Из-за этих нарушений у детей в течение долгого периода времени может наблюдаться функциональная незрелость центральной нервной системы, что проявляется в затруднении в образовании сложных условных связей, слабости процессов возбуждения и торможения .

Так как большая часть психических функций (речь, мышление, пространственные представления) имеет сложную структуру и базируется на взаимодействии нескольких функциональных систем, так же и создание такого рода взаимодействий у детей, имеющих задержку психического развития, не только замедлено, но и происходит по-другому, чем у нормально развивающихся. Таким образом, соответствующие психические функции формируются не так, как при нормальном развитии.

Для детей данной категории характерна интенсивно выраженная неравномерность формирования различных сторон психической деятельности, а также значительная разнородность сохранных и нарушенных звеньев психической деятельности.

Как в медицинской, так и в психолого-педагогической литературе применяются альтернативные подходы к этой категории учащихся: «отстающие в учении»,«дети с пониженной обучаемостью».Тем не менее, аспекты, на основании которых выделяются вышеназванные категории, не противоречат пониманию природы задержки психического развития. Согласно с еще одним социально-педагогическим подходом такие дети именуются «детьми группы риска».

К группе детей с задержкой психического развития относят и тех, у кого при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития проявляется:

- низкая мотивация к учебной деятельности;

- невысокий уровень познавательной деятельности;

- сниженная работоспособность для получения и обработке информации;

- малая сформированность умственных операций;

- фрагментарные и ограниченные знания об окружающем мире;

- задержка речевого развития при сохранности анализаторов, нужных для благополучного формирования речи и др.

Дети с задержкой психического развития являются количественно самой большой категорией детей с особыми образовательными потребностями. Некоторые дети преодолеваютзадержку психического развития в условиях обычной школы, но, тем не менее, большая часть нуждается в особо организованном обучении согласно с причинами задержки психического развития, особенностями познавательной деятельности, эмоционально - волевой сферы и поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Некоторые исторические сведения о преподавании геометрии в России
Геометрия традиционно занимает важное место в среднем образовании. В зависимости от многих как внешних (общеполитические установки, требования экономического развития), так и внутренних (развитие методико-математической и педагогической мысли) факторов, содержание курса геометрии, его цели, способы ...

Создание условий ДОУ для полноценной подготовки детей к обучению в школе
Центральной задачей подготовки детей к школе, наряду сохранением и укреплением здоровья, является обеспечение их своевременного полноценного психологического развития. Базовое звено дошкольного образования – ДОУ, модернизация которого предполагает достижение нового качества дошкольного образования: ...

Психолого-педагогическое обоснование применения игрового метода в обучении иностранному языку
Психолого-педагогической основой игровых методов обучения является игровая деятельность. Манулейко З.А. считает, что большое значение в психологическом механизме игры отводится мотивации деятельности. Игровые методы обучения используют различные способы мотивации: 1. Совместное решение игровых зада ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru