Пыль (1) увлекая (2) за собой (3) солому (4) поднялась (5) столбом (6) к небу (7).
15. Найти предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки:
1. Пуля визжа и свистя пролетела над головой.
2. Моя собака, почуяв зайца, насторожилась.
3. Осветив край леса и согревая утренний воздух, медленно поднимается запоздалое солнце.
4. Я осторожно спустился к ручью, и набрав воды в котелок внимательно осмотрелся.
16. Найти слова, соответствующие схеме:
1) затихнув;
2) отбросил;
3) измеривший;
4) выслушивая.
17. В каких предложениях допущены ошибки в употреблении деепричастий?
1. Прочитав книгу, она мне очень понравилась.
2. Выполняя это задание, не забудьте обратиться к словарю.
3. Замедляя ход, к станции подошел поезд.
4. Выйдя на балкон, кругом открылся чудесный вид.
18. Найти слова с ударением на 2-м слоге:
1) заняв;
2) начав;
3) начал;
4) приняв.
Приложение.
Карточка №1.
, желаю тебе, дорогой друг, ценить независимость и свободу. Стремись хорошо учиться, чтобы, _, быть полезным своей Родине. _, думай об окружающих тебя людях. Будь достойным гражданином нашей страны.
Карточка №2
Наконец из-за горизонта выглянуло солнышко, . Снег заискрился, . Я остановился, . Как хорошо вдыхать морозный воздух, . _, я представляю себя в зимней сказке.
Алгоритмы.
Определение вида деепричастия.
1. Задай к деепричастию вопрос.
2. Если деепричастие отвечает на вопрос Что делая? – это деепричастие несовершенного вида.
3. Если деепричастие отвечает на вопрос Что сделав? – это деепричастие совершенного вида.
Как найти деепричастный оборот.
1. Найдите деепричастие по вопросу. (Что делая? Что сделав?)
2. От деепричастия попытайтесь задать вопрос к другим словам.
3. Если такие слова имеются – причастный оборот есть.
4. Если таких слов нет – нет и причастного оборота.
Как образовать деепричастие от глагола.
1. Задайте вопрос к глаголу.
2. Если глагол несовершенного вида (что делать), то и деепричастие будет несовершенного вида (что делая?)
А) Поставьте глагол в настоящее время (что делают?).
Б) Отбросьте окончание (-ут, – ют, – ат, – ят).
В) Добавьте суффикс – а- или – я –.
3. Если глагол совершенного вида (что сделать?), то и деепричастие должно быть совершенного вида (что сделав?)
А) отбросьте суффикс неопределённой формы (-ть, – чь, – ти)
Б) добавьте один из суффиксов – В, – ВШИ, – ШИ.
Педагогические заметки:
Периоды дословесного речевого развития по месяцам
В возрасте одного месяца ребенок внимательно смотрит в лицо наклонившегося над ним человека. Реакция сосредоточения на речевое общение. Крик приобретает некоторый эмоциональный оттенок. Ребенок начинает издавать какие-то неопределенные звуки. В возрасте двух месяцев ребенок улыбается в ответ на лас ...
Творческие аспекты деятельности педагога
Современный педагог-профессионал немыслим вне творчества. Творчество - это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, «мысль творящая», красота. Творческий учитель - «это тот, кто открывает, умудряет и ободряет» (Н.Рерих) ...
Организационно-педагогические условия формирования ключевых компетенций в
процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла
Профессиональное образование немыслимо без соответствующей гуманитарной подготовки будущего специалиста, которая определяет его личностные качества, формирует общую культуру, ориентированную на общечеловеческие ценности. Именно культурный облик личности, ее интеллект и есть то основание, без которо ...