За последние годы в системе специального образования произошли определенные позитивные перемены. Был принят ряд нормативно-правовых документов как ведомственного, так и межведомственного характера, определяющих основные права лиц с ограниченными возможностями здоровья и регулирующих основы государственной политики применительно к ним. Однако еще предстоит проделать большую работу по применению их на практике, развитию и совершенствованию системы специального образования.
В настоящее время 1,6 млн детей, проживающих в Российской Федерации (4,5 % от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям. Из них 352,9 тыс. детей посещают группы и учреждения дошкольного образования компенсирующего вида. Причем 63,6 % этих ребят постоянно общаются в дошкольных учреждениях с детьми, не имеющими отклонений в развитии. Из детей с особыми образовательными потребностями школьного возраста 277,7 тыс. человек обучаются в 1943 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, с задержкой психического развития, умственно отсталых; 203 тыс. человек – в специальных (коррекционных) и 2,5 тыс. человек – в общих классах общеобразовательных учреждений; почти 2,5 тыс. человек, нуждающихся в длительном лечении, – в 145 оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа; 34 тыс. человек – на дому и в школах индивидуального обучения. Всего 38 % детей с отклонениями в развитии интегрированы в общеобразовательную среду.
Подростки и молодежь с особыми образовательными потребностями имеют, правда, пока ограниченные возможности для продолжения обучения в учреждениях профессионального образования или их структурных подразделениях как специальных, так и в форме интегрированного обучения (города Москва, Санкт-Петербург, Владимир, Владивосток, Волгоград, Екатеринбург, Красноярск, Липецк, Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Пятигорск, Тула, Ульяновск, Челябинск и др.).
В последние годы Правительством Российской Федерации утверждены типовые положения о специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, об оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях; другие нормативно-правовые акты, соответствующие международным нормам. Более гуманными стали наименования образовательных учреждений.
Подготовлен проект Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», получивший высокую оценку как российских, так и зарубежных специалистов. Однако с 1996 г. Государственная Дума и Правительство России не могут прийти к единому мнению и принять столь долгожданный и необходимый закон.
Реализуется Концепция реформирования системы специального образования, Концепция службы специальной психологии в образовании, Концепция федеральной системы непрерывного многоуровневого интегрированного профессионального образования инвалидов.
Разработаны и реализуются предложения по совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для системы специального образования.
Продолжается совершенствование дифференцированной сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Дополнительно к восьми видам специальных (коррекционных) образовательных учреждений открыты как пилотные площадки, школы и группы для детей с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, с глубокой умственной отсталостью, со сложными комбинированными и иными нарушениями развития. Появились разные интеграционные формы обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, в том числе и формы профессионального образования (Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Московский государственный педагогический университет, Санкт-Петербургский государственный педагогический университет, Социальный институт Уральского государственного педагогического университета, Челябинский государственный университет, Шадринский физкультурно-педагогический колледж (Курганская область) и др.
Получили распространение инновационные модели специальных (коррекционных) образовательных учреждений (научно-учебно-производственный комплекс «детский сад – школа – ПУ – производственные цеха» г. Махачкалы Республики Дагестан, консультативно-педагогический центр реабилитации детей со зрительной патологией Санкт-Петербурга, муниципальное предприятие – специальная (коррекционная) школа № 19 г. Магадана, авторское специальное (коррекционное) образовательное учреждение интернатного типа № 24 г. Красноярска, Астраханский центр медико-педагогической и социальной реабилитации детей с церебральными параличами) и др.
Педагогические заметки:
Педагогика Марии Монтессори
Мария была единственным ребенком Алессандpо и Рейнильде Монтессори, которая родилась 31 августа в 1870 году в Италии, в маленьком провинциальном городе Чиаpавалле. Ее отец был высокопоставленным государственным чиновником, а мать происходила из старейшего итальянского рода Стопани, в котором преобл ...
Формы и методы экологического образования и
воспитания в начальной школе
Успех в экологическом образовании и воспитании младших школьников во многом зависит от того, в какой степени учитель побуждает интерес, стремление глубже познать окружающий мир и совершенствоваться во всех видах экологической деятельности. На первых этапах в начальной школе наиболее целесообразны м ...
Особенности нравственного воспитания детей старшего
дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравст ...