Цель контрольного эксперимента - выяснить насколько повысился уровень нравственно-правовых представлений, суждений, понятий, изменились отношения детей друг к другу, окружающим людям, их эмоциональное самочувствие, детско-родительские взаимоотношения; определение эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с семьями.
Данные, полученные в ходе констатирующего и контрольного эксперимента по выявлению уровня правовой воспитанности, представлены следующим образом (Таб.2).
Таблица 2. Сравнительная таблица уровня правовой воспитанности детей старшего дошкольного возраста (в %)
|
№ |
Уровень знаний |
До эксперимента |
После эксперимента | ||
|
основная группа |
кон. группа |
осн. группа |
кон. группа | ||
|
1. |
Высокий |
5 |
6 |
43 |
8 |
|
2. |
Средний |
59 |
57 |
57 |
59 |
|
3. |
Низкий |
36 |
37 |
- |
33 |
Наглядно эти данные представлены в диаграмме (Рис.5)
Рис. 5. Динамика уровня правовой воспитанности старших дошкольников
Анализ сравнения данных позволил зафиксировать изменения в правовом сознании детей основной группы, что указывает на эффективность проводимых мероприятий, в отличие от контрольной группы, где уровень правовой воспитанности детей существенно не изменился.
Исследование стилей детско-родительских взаимоотношений до и после эксперимента показало следующее (Таб.3).
Таблица 3. Сравнительная таблица стилей детско-родительских взаимоотношений (в %)
|
№ |
Стиль воспитания |
До эксперимента |
После эксперимента | ||
|
основная группа |
контрольная группа |
основная группа |
контрольная группа | ||
|
1. |
Авторитарный |
26 |
24 |
10 |
20 |
|
2. |
Авторитарно-демократический |
58 |
59 |
19 |
60 |
|
3. |
Демократически-авторитарный |
10 |
13 |
49 |
14 |
|
4. |
Демократический |
6 |
4 |
22 |
6 |
Итак, нами выявлено, что до эксперимента стили детско-родительских взаимоотношений в обеих группах были практически одинаково выражены: преобладал авторитарно-демократический стиль воспитания. Сравнивая итоги работы по взаимодействию с родителями, отмечается положительная динамика эффективности данной работы. После эксперимента рейтинг контрольной группы существенно не изменился, а в основной группе в числе лидеров рейтинга стали демократически-авторитарный и демократический стили, что говорит об изменении отношений родителей к своему ребенку. Взаимоотношения между ними постепенно переходят от авторитарного стиля к демократическому, т.е. к личностно-ориентированному взаимодействию взрослого и ребенка, к чему мы и стремились подвести родителей.
Подводя итоги нашей работы, можно отметить, что работа по защите прав и достоинств ребенка в ДОУ значима и необходима. Проведенная работа по правовому образованию детей и родителей дала положительные результаты. Родители стали проявлять большой интерес к данной теме: обращаются с вопросами к педагогам, более внимательно изучают наглядно-информационный материал, активнее предлагают помощь при подготовке и проведении совместных мероприятий.
Наблюдение показало, что дети усвоили основной перечень своих прав, стали внимательнее относиться друг к другу, проявлять заботу о тех, кто рядом, оказывать помощь, поддержку. Чувство правосознания, значимости своего «я» начинает проявляться на словесном уровне через высказывания и замечания друг другу («я имею право…», «ты не имеешь право этого делать…»), в умениях анализировать, отмечать нарушения в правах на примере литературных произведений.
Педагогические заметки:
Особенности использования музыкального
сопровождения на уроках по физической культуре с игровой направленностью
Использование музыки на занятиях, благодаря большой силе эмоционального воздействия, способствует формированию у детей единого эмоционального порыва, чувства сплоченности, что очень важно на уроках по физической культуре. Возможности применения музыкального сопровождения на уроках физической культу ...
Педагогика Марии Монтессори
Мария была единственным ребенком Алессандpо и Рейнильде Монтессори, которая родилась 31 августа в 1870 году в Италии, в маленьком провинциальном городе Чиаpавалле. Ее отец был высокопоставленным государственным чиновником, а мать происходила из старейшего итальянского рода Стопани, в котором преобл ...
Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста
Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи, обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л.Рубинштейн. Именно ему принадлежит определение ситуативной и контекстной речи. Рубинштейн отмечал, что для говорящего всякая речь, передающая его мысль или желание, является связной речью (в ...