Личностно-ориентированные педагогические технологии

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Личностно-ориентированные педагогические технологии

Страница 3

Такое обучение ориентировано не только на ознакомление с фактами, но и на познание отношений между ними, установле­ние причинно-следственных связей, на превращение отношений и объект изучения. Исходя из этого, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин свою концепцию развивающего обучения связывают, прежде всего, с содержанием учебных предметов и логикой (способами) его развертывания в учебном процессе.

С их точки зрения, ориентация содержания и методов обуче­ния преимущественно на формирование у школьников основ эм­пирического мышления в начальной школе — не самый эффективный путь развития детей. Построение учебных предметов дол­жно предполагать формирование у школьников теоретического мышления, которое имеет свое особое, отличное от эмпириче­ского, содержание.

В основе развивающего обучения школьников, по мнению В. В.Давыдова и Д.Б. Эльконина, лежит теория формирования учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теорети­ческих знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии. В этой теории речь идет не об усвоении человеком знаний и умений вообще, а именно об усвоении, происходящем в форме специфической учебной деятельности. В процессе ее осу­ществления школьник овладевает теоретическими знаниями. Их содержание отражает происходящее, становление и развитие ка­кого-либо предмета. При этом теоретическое воспроизведение реального, конкретного как единства многообразия осуществля­ется движением мысли от абстрактного к конкретному.

Приступая к овладению каким-либо учебным предметом, школьники с помощью учителя анализируют содержание учебного материала, выделяют в нем некоторое исходное общее отно­шение, обнаруживая вместе с тем, что оно проявляется во мно­гих других частных случаях. Фиксируя в знаковой форме выделен­ное исходное общее отношение, они создают содержательную абстракцию изучаемого предмета.

Продолжая анализ учебного материала, учащиеся раскрывают с помощью учителя закономерную связь этого исходного отноше­ния с его различными проявлениями и тем самым получают со­держательное обобщение изучаемого предмета. Затем учащиеся используют содержательные абстракции и обобщения для после­довательного создания с помощью учителя других, более частных абстракций и объединяют их в целостном учебном предмете. В этом случае они превращают исходные мыслительные образования в понятие, которое служит в дальнейшем общим принципом их ориентации во всем многообразии фактического учебного мате­риала.

Такой путь усвоения знаний имеет две характерные черты. Во-первых, мысль учащихся целенаправленно движется от общего к частному. Во-вторых, усвоение направлено на выявление учащимися условий происхождения содержания усваиваемых ими понятий.

Концепция развивающего обучения В.В.Давыдова и Д.Б. Эльконина нацелена прежде всего на развитие творчества как основу личности. Именно этот тип развивающего обучения они противопоставляют традиционному. Нужно отметить, что многие положения этой концепции получили подтверждение в процессе длительной экспериментальной работы. Ее развитие и апробация продолжаются и в настоящее время. Однако эта концепция пока не достаточно реализуется в массовой образовательной практике.

Технология поэтапного формирования умственных действий. Она была разработана на основе соответствующей теории П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной. Ее можно представить в виде ряда этапов.

Первый этап предполагает актуализацию соответствующей мотивации учащегося, предварительное ознакомление с целью действия, так как только в том случае, когда цель задания совпа­дает с мотивом, можно считать действия деятельностью.

Второй этап связан с осознанием схемы ориентировочной основы деятельности (действия). Учащиеся предварительно зна­комятся с характером деятельности, условиями ее протекания, последовательностью ориентационных, исполнительных и конт­рольных функций. Уровень обобщенности действий, а значит, и возможности переноса их в другие условия зависит от полноты ориентировочной основы этих действий. Выделяют три типа такой основы:

• дается неполная система ориентировок в готовом виде, по образцу, необходимая для оперативного исполнения (например, овладения элементами техники чтения);

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Описания технологии опыта
Ведущей идеей моего педагогического опыта является развитие творческой, поисковой, исследовательской деятельности учащихся. Использую проблемное обучение, я учитываю готовность учащихся к восприятию проблемного материала, общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обуч ...

Актуальность педагогического творчества И.Г. Песталоцци в наши дни
И.Г. Песталоцци стал одним из первых педагогов, кто обратил внимание на необходимость организации специальной подготовки воспитателей учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из низших классов общества. Более двадцати лет швейцарский педагог на практике осуществл ...

Изучение особенностей социально-психологической дезадаптации младших подростков
Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ СОШ с. Сеченово. Целью нашего исследования явилось изучение социально – психологической дезадаптации младших подростков. В исследовании принимали участие 36 подростков, в экспериментальную группу вошло 18 человек 5 «А» класса, а в контрольную г ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru