Понятие и виды воображения

Информация о педагогике » Развитие воображения » Понятие и виды воображения

Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский, В.Г.Казакова и Л.Л.Кондратьева и др.).

Согласно М.В.Гамезо и И.А.Домашенко: «Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте».

Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В.Т.Кудрявцев, Л.С.Выготский) и как специфическая деятельность (Л.Д.Столяренко, Б.М.Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л.С.Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.

По мнению Э.В.Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная — позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.

Итак, воображение — это процесс преобразования имеющихся в памяти образов с целью создания новых, которые раньше никогда человеком не воспринимались (рис.1). Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения - объективная реальность.

воображение

Рисунок 1 - Сущность и физиологические основы воображения

Выделяют два основных вида воображения: пассивное и активное. Пассивное воображение делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, фантазии во сне) (рис.2).

Активное воображение, в свою очередь, включает в себя репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое).

Творческое воображение – такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или для общества в целом, которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности.

виды воображения

Рисунок 2 - Виды воображения

Выделяют следующие приемы воображения:

– агглютинация - создание нового образа из частей других образов («склеивание» несоединимых в повседневной жизни частей);

– гиперболизация (или литота) - парадоксальное увеличение (или уменьшение) предмета или его частей;

– схематизация - сглаживание различий между объектами и выделение основных черт сходства;

– типизация - выделение повторяющегося и существенного в однородных объектах;

– акцентирование - выделение, подчеркивание какой-то части или детали образа.

Механизмы воображения:

– диссоциация - рассечение сложного целого на части;

– ассоциация - объединение диссоциированных элементов.

Охарактеризовав воображение как психический процесс, необходимо выделить особенности его развития в младшем школьном возрасте.

Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

Педагогические заметки:

Цель и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста
Физическое воспитание детей раннего возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми путем исследований, охватывающих многообразные стороны физического воспитания ребенка и особенно формирования его двигательных навыков. Таким образом, теория физического воспитания детей д ...

Методический инструментарий по формированию коммуникативных навыков
С началом нового века в мировой теории и практике обучения иностранным языкам появились многочисленные методы, направленные на формирование коммуникативных навыков. Вместе с изменением методов интенсивно развивалось само понятие метод обучения. В настоящее время это понятие не имеет строго однознач ...

Обобщение опыта МДОУ «Детский сад №4 общеразвивающего вида г. Волгореченск Костромской области
МДОУ «Детский сад № 4» работает по программе «Детство» уже несколько лет. Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач коллектива детского сада является воспитание нравственных качеств маленького человека, а патриотическое воспитание- часть нравственного воспитания. Настоящий па ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru