Объяснительно-иллюстративное, программированное и проблемное обучение

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Объяснительно-иллюстративное, программированное и проблемное обучение

Страница 2

Проблемное обучение — такой вид обучения, при кото­ром учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которой ученики усваи­вают новые знания, умения и развивают общие способ­ности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения. Характер преподавания и учения в сравнении с сообщающим обучением резко меняется: уче­ники делают мини-исследование или творческую практи­ческую работу (например, делают аквариум, изобретают устройство). В ходе этого "делания" и "исследования" формируются новые знания: факты, закономерности, по­нятия, принципы, теории: правила, алгоритмы. При этом структура процесса обучения такова:

1. Создание проблемной ситуации и постановка про­блемы.

2. Выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование их и выбор одной или нескольких.

3. Опытная проверка принятых гипотез в естественно-математических предметах и анализ материалов, источни­ков для доказательства выдвинутых положений в гумани­тарных науках.

4. Обобщение результатов: включение новых знаний и умений в уже освоенную учениками систему, закрепление и применение их в теории и практике.

В зависимости от того, какие и сколько звеньев осуществляются в учебном процессе, можно выделить три уровня реализации технологии проблемного обучения.

Первый уровень технологии проблемного обучения ха­рактеризуется тем, что учитель ставит проблему, формулирует ее, указывает на конечный результат и направляет ученика на само­стоятельные поиски путей решения. Второй уровень отли­чается тем, что у ученика воспитывается способность самостоя­тельно и формулировать, и решать проблему, а учитель только указывает на нее, не формулируя конечного результата. И нако­нец, на третьем уровне учитель даже не указывает на проблему: ученик должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сфор­мулировать и исследовать возможности и способы ее решения. В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию и видеть проблему, находить правильный ответ.

Если учитель чувствует, что учащиеся затрудняются выполнить то или иное задание, он может ввести дополнительную инфор­мацию, снизить тем самым степень проблемности и перевести учащихся на более низкий уровень технологии проблемного обу­чения.

Проблемная ситуация — это психологическое состоя­ние затруднения, невозможность объяснить факт или ре­шить задачу с опорой на имеющиеся знания. Она может иметь вид задания, проблемного вопроса, демонстрации опыта, механизма, препарата, материала из прессы или личных наблюдений учеников.

Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возни­кающих в учебном процессе, выделил Т.В.Кудрявцев. Проблем­ная ситуация возникает:

• тогда, когда обнаруживается несоответствие между имеющи­мися уже системами знаний у учащихся и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями);

• при необходимости выбора из систем имеющихся знаний един­ственно необходимой системы, использование которой только и может обеспечивать правильное решение предложенной проблем­ной задачи;

• перед учащимися — когда они сталкиваются с новыми прак­тическими условиями использования уже имеющихся знаний, когда имеет место поиск путей применения знаний на практике;

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Причины попадания семьи в группу риска
Семья является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы. Семья представляет собой сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие, формы жизнедеятельности людей, обусловленные существующими общественно-экономическими и юридическими нормами. Сегодня в России св ...

Роль межпредметных связей в формировании художественной культуры школьников
Принимая во внимание межпредметные связи, формирование художественной культуры ребенка в школе может проводиться практически на всех уроках. Осо­бое место такому воспитанию отводится на уроках литературы, музыки, труда и изобрази­тельного искусства. На них школьники учатся эстетически воспринимать ...

Положительные и отрицательные стороны использования компьютерных программ на уроках
Благодаря своим конструктивным и функциональным особенностям современный персональный компьютер является уникальной обучающей машиной. Он применяется в обучении всевозможным дисциплинам и служит базой для создания большого числа новых информационных технологий обучения. Вне зависимости от марки, мо ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru