Объяснительно-иллюстративное, программированное и проблемное обучение

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Объяснительно-иллюстративное, программированное и проблемное обучение

Страница 3

• если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа, а также между прак­тически достигнутым результатом выполнения задания и отсут­ствием теоретического обоснования;

• при решении технических задач — когда между внешним видом схематических изображений и конструктивным оформлением технического устройства отсутствует прямое соответствие;

• когда существует объективно заложенное в принципиальных схемах противоречие между статическим характером самих изображений и необходимостью прочитать в них динамические процессы.

Ученые считают, что проблемное обучение является естественным обучением: как в жизни мы что-то узнаем, когда сталкиваемся с необходимостью что-либо сделать, так и ученики, сталкиваясь с какими-либо затруднениями, ищут способы решения. Разница, однако, в том, что в учебном процессе учителю все-таки приходится организо­вывать "встречу" с проблемной ситуацией, хотя последние возникают и в спонтанной деятельности детей.

Дидактикой разработаны некоторые разновидности классического проблемного обучения: деловые и имитаци­онные игры, моделирование процессов (в том числе на компьютере), метод анализа конкретных ситуаций, мозго­вая атака, эвристическая беседа и др. В основе всех этих методов лежит наличие проблемы, подлежащей решению. Этот широкий набор говорит учителю о том, что можно вводить в учебный процесс "элементы проблемности", по­знавательного поиска учеников в разных формах и степе­ни, осознавая суть своих действий с позиций дидакти­ческой науки.

Толчком к созданию программированного обучения по­служило два момента. С одной стороны, педагоги видели, что в массовой практике при использовании традиционно­го, а также проблемного обучения не происходит четкого руководства со стороны учителя действиями учеников с учебным материалом, следствием чего являются пробелы в знаниях. Ученики по разным причинам не выполняют указаний учителя и не усваивают учебную информацию. Это ведет к поиску модели обучения, в которой учитель более эффективно управляет учебными действиями учени­ков.

С другой стороны, с середины XX века развивающаяся техника стала проникать во все сферы человеческой дея­тельности, в том числе в образование: появились первые обучающие машины, что потребовало изменить подходы к обучению. Например, в электронной машине информация должна быть представлена не в традиционном тексте, а в программированном; позднее — в образах, отсюда разви­тие мультимедиа в образовании, технически сложные обу­чающие системы.

Программированное обучение - это относительно са­мостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и уме­нии по обучающей программе с помощью специальных средств (учебник, ЭВМ). В традиционном обучении уче­ник обычно читает полный текст учебника и воспроизво­дит его, при этом его работа по воспроизведению почти никак не управляется, не регламентируется. Идея програм­мированного обучения состоит в управлении учебными действиями ученика с помощью обучающей программы.

Главным понятием программированного обучения яв­ляется обучающая программа. Ее понимают как последо­вательность шагов, каждый из которых представляет мик­роэтап овладения единицей знаний или умений. Микро­этап, шаг программы состоит из трех частей: предъявление дозы учебной информации; задания - операции по работе с информацией, по ее усвоению; контрольные задания (обрат­ная связь) и указание о повторении упражнений или переходе к следующему шагу.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Социально-педагогические условия повышения эффективности патриотического воспитания военнослужащих
Система воспитания патриотизма у военнослужащих функционирует в динамичной социальной среде. Особенность современной социальной среды заключается в том, что в российском обществе она имеет нестабильный, неустоявшийся характер и идеологическую мозаичность. Устойчивая линия социального поведения неда ...

Результаты исследования по проблеме правового воспитания детей старшего дошкольного возраста
Цель контрольного эксперимента - выяснить насколько повысился уровень нравственно-правовых представлений, суждений, понятий, изменились отношения детей друг к другу, окружающим людям, их эмоциональное самочувствие, детско-родительские взаимоотношения; определение эффективности усилий, затраченных н ...

Показатели сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Для проверки полученных результатов был проведен контрольный эксперимент. Участие принимали все дети экспериментальной группы, то есть 12 человек.Контрольный эксперимент проходил после серии сюжетно-ролевых игр с нравственным содержанием. Детям экспериментальной и контрольной группы были даны те же ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru