Объяснительно-иллюстративное, программированное и проблемное обучение

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Объяснительно-иллюстративное, программированное и проблемное обучение

Страница 1

В современной отечественной дидактике употребляется термин "виды обучения", который чаще всего обозначает взгляд на характер взаимодействия в обучении учите ля и учеников. Понимание этого взаимодействия опирает­ся на дидактические теории о сущности обучения, поэто­му термин "виды обучения" близок к словам: модель обу­чения, система, образец и даже метод обучения. При из­вестной неопределенности этого термина он все же позво­ляет различать и описывать разные возможности, типы организации обучения. Итак, виды обучения различаются по характеру обучающей и учебной деятельности, по ха­рактеру взаимодействия учителя и ученика в процессе об учения; по построению, дидактической обработке содер­жания обучения; по методам и средствам обучения, свой­ственным этому, а не другому виду обучения. В дидактике сложились такие виды обучения, как сообщающее (объяснительно-иллюстративное), проблемное, програм­мированное обучение.

Сообщающее (объяснительно-иллюстративное) обуче­ние характеризуется прежде всего тем, что учитель излага­ет знания в обработанном, "готовом" виде, ученики вос­принимают и воспроизводят его. Это наиболее распро­страненный вид обучения, научно обоснованный и опи­санный в начале XIX века Гербартом. Целью обучения, по Гербарту, является формирование интеллектуальных уме­ний, представлений, понятий, теоретических знаний. Вместе с тем Гербарт ввел принцип воспитывающего обу­чения: организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать морально сильную лич­ность. Обучение должно носить воспитывающий характер, связывать знания с развитием чувств, воли, с тем, что се­годня называют мотивационно-потребностной сферой личности.

Для достижения указанных целей, согласно Гербарту, процесс обучения должен строиться по четырем формаль­ным ступенями, которые определяют его структуру. Сту­пень ясности: выделение материала и углубленное его рас­смотрение. Ступень ассоциации: связь нового материала с прошлыми знаниями. Ступень системы: обнаружение вы­водов, формулировка понятий, законов. Ступень метода: понимание теорий, применение их к новым явлениям, си­туациям. Говоря современным языком, структуру обучения составляют изложение, понимание, обобщение, при­менение. Они рекомендуются как обязательные, незави­симо от уровня и предмета обучения. Логика процесса об­учения, таким образом, состоит в движении от представ­ления материала через объяснение к пониманию и обоб­щению.

Этапы деятельности преподавателя и учащихся в этом дидактическом процессе выглядят примерно так:

Главное, что характерно для этого процесса, — дея­тельность учителя состоит в основном в предоставлении, "подаче" информации посредством словесных объяснений с привлечением образов, наглядных средств.

Сообщающее обучение как вид, путь формирования знаний, несомненно, обладает достоинствами: подача и усвоение знаний осуществляется в системе, последова­тельно, в экономичном режиме и темпе, для большого ко­личества учащихся одновременно. Однако в этом подходе есть и недостатки: деятельность учеников сводится в основном к запоминанию и воспроизведению информа­ции, сообщаемой учителем, поэтому мало развиваются ум­ственные способности и умения учащихся, такие как уме­ние видеть проблемы, ставить вопросы, анализировать и сопоставлять факты, выделять элементы целого и другие интеллектуальные умения, которые, согласно современной дидактике, являются важнейшей целью обучения, наряду с формированием знаний и ценностной ориентацией школьников. Иначе говоря, сообщающее обучение не раз­вивает мышление. Поэтому в дидактике, особенно в XX веке, велись поиски таких моделей, которые позволяли бы обучать критическому, продуктивному (в отличие от ре­продуктивного) мышлению, навыкам творческого мышле­ния. Так появляется проблемное обучение.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Этапы развития профессионального самосознания и особенности профориентационной работы педагога дополнительного образования
Под профессиональным самосознанием мы подразумеваем систему представлений человека о различных сторонах своей личности в контексте профессиональной деятельности. Разумеется, основной акцент необходимо делать на подростковой и юношеской возрастных группах, но это не значит, что в начальной школе не ...

Методика проведения занятий по формированию технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе эксперимента
Программа по изобразительной деятельности в детском саду предусматривает решение следующих задач: воспитывать интерес к художественной деятельности, развивать восприятие, воображение, формировать образные представления, развивать творческие способности, учить способам создания изображений. На занят ...

Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста
Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи, обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л.Рубинштейн. Именно ему принадлежит определение ситуативной и контекстной речи. Рубинштейн отмечал, что для говорящего всякая речь, передающая его мысль или желание, является связной речью (в ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru