В соответствии с моделью знаний, выделим три класса компьютерных тестов на знания, умения и навыки. Отметим, что типы компьютерных тестовых заданий определяются способами однозначного распознавания ответных действий тестируемого.
1. Типы тестовых заданий по блоку «знания» — вопросы альтернативные (требуют ответа да - нет);
• вопросы с выбором (ответ из набора вариантов);
• вопросы информативные на знание фактов (где, когда, сколько);
• вопросы на знание фактов, имеющих формализованную структуру (в виде информационной модели или схемы знаний);
• вопросы по темам, где имеются однозначные общепринятые знаковые модели:
• математические формулы, законы, предикатные представления, таблицы;
• вопросы, ответы на которые можно контролировать по набору ключевых слов;
• вопросы, ответы на которые можно распознавать каким-либо методом однозначно.
2. Типы тестовых заданий по блоку «навыки» (распознание деятельности: манипуляции с клавиатурой; по конечному результату):
• задания на стандартные алгоритмы (альтернативные да - нет, выбор из набора вариантов);
• выполнение действия.
3. Типы тестовых заданий по блоку «умения». Те же самые, что для навыков, но используют нестандартные алгоритмы и задачи предметной области при контроле времени их решения:
• задания на нестандартные алгоритмы (альтернативные да - нет, выбор из набора вариантов);
• выполнение действия.
Выбор типов тестов определяется:
• особенностями инструментальных тестовых программ (тестовыми оболочками);
• особенностями предметной области;
• опытом и мастерством экспертов.
В отечественной и иностранной литературе нет особого единства по вопросу классификации видов тестов. На фоне других наиболее привлекательным выглядит дифференцированный подход. В нем в качестве признака демаркации видов выбирается характер задач, решаемых преподавателем с помощью тестов в процессе обучения.
При этом подходе выделяются:
1) задачи, стоящие перед преподавателем на входе в обучение;
текущие задачи;
задачи, соответствующие концу определенного периода учебного процесса. (рис.1.)
Рис.1 Классификация видов педагогических тестов
Анализ классификационной таблицы позволяет выделить в качестве основополагающих четыре вида педагогических тестов. Среди них некоторые имеют подвиды и могут отличаться подходом к их разработке. Несомненно, все они достаточно важны для повышения качества подготовки студентов и требуют самого серьезного ознакомления с ними преподавателей и широкого внедрения в учебный процесс.
Педагогические заметки:
Категория цели воспитания в педагогике
Профессиональная деятельность педагога, как любая человеческая деятельность, предваряется осознанием цели. Отсутствие цели не позволяет классифицировать работу педагога с детьми как деятельность профессионала, эта работа может быть классифицирована лишь как некоторая активность, как совокупность де ...
Пути взаимодействия и взаимоподдержки воспитательных систем в становлении и
развитии личности учащегося
Значительно расширяет представление об учащихся постоянное изучение их семей. При изучении семей следует выявить те моменты, которые непосредственно влияют на процесс воспитания детей. Формы изучения семей могут быть разными – посещение родителей на дому, анкетные опросы, сочинения учащихся, диспут ...
Психолого-педегогические исследования развития познавательного интереса
учащихся
Одна из основных причин того, что учащиеся теряют интерес к русскому языку, предпочитая ему историю, математику и физику, заключается, на наш взгляд, в том, что мы, учителя русского языка, не всегда ярко и убедительно показываем учащимся богатство русского языка, его способность выражать самые разл ...