Методика эстетического воспитания в ВУЗе

Страница 2

Сущность метода приучения, упражнения в том, чтобы научить вслушиваться, вглядываться, оценивать, анализировать и соответственно активно действовать. Систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения углубляют активность человека. Метод приучения, упражнения требует многократного повторения. Он применяется в различных условиях. Изменение или усложнение деятельности помогает студенту пользоваться усвоенными навыками, стремиться к дальнейшему совершенствованию. Многократные упражнения в изменяющихся условиях позволяют успешнее добиться необходимых результатов. Эстетические переживания всегда связаны с этическими проявлениями. Единство этического и эстетического является важнейшей отличительной чертой формирования личности будущего педагога. Убеждать надо не только путем непосредственного воздействия прекрасного в искусстве, обществе, быту, природе. Надо активно влиять словом на сознание студента, привлекая его к практическим действиям. Рассматриваемые методы помогают пробуждать у молодого человека чувство прекрасного. Д.Б. Кабалевский говорит: «Прекрасное пробуждает доброе». В современной педагогической науке особая роль принадлежит методике художественного обучения на занятиях, предусматривающей необходимость создания поисковых «проблемных» ситуаций, дифференцированный и индивидуальный подход к каждому студенту. Художественная деятельность соответствует различным видам искусства. К используемым при этом средствам можно отнести литературные, музыкальные произведения, живопись, и т. д. Они помогают усвоению разных способов действий, в ходе которых возникает процесс эстетического развития человека. Полученные результаты свидетельствуют о достигнутой цели. Чтобы усилить воспитывающий и развивающий характер обучения, следует применять методы воспитания (убеждения, приучения), а также методы обучения, развивающие самостоятельность, инициативу, творчество. Это сущность проблемно-поискового метода, широко применяемого в современной дидактике. Проблемно-поисковым он называется потому, что методика предлагает найти способы решения намеченного замысла. Чтобы обучение носило развивающий характер, методика должно содержать обобщенные способы действий, которые являются основой конкретных методических приемов. К числу таких способов относятся: - способы ориентировки в звуковых, зрительных ощущениях, восприятие выразительно-изобразительных средств каждого вида искусства (приобщение к художественным произведениям должно базироваться на сенсорной основе); - способы приобщения к идейно-эмоциональному содержанию произведений путем соучастия и сопереживания; - способы целостного и аналитического подхода к художественным явлениям; - способы ориентировки в самостоятельных действиях при восприятии, исполнительстве и продуктивном творчестве. Таким образом, при решении художественных задач следует активно применять способы, позволяющие целенаправленно руководить эмоциональным восприятием студента, его творческой заинтересованностью. Занятия как организационная форма обучения дают возможность планомерно и систематически воздействовать на формирование художественного вкуса и заинтересованного отношения к материалу и самому творческому процессу.

В некоторых ВУЗах широко применяются игровые методические приемы. Студент успешнее усваивает разнообразную деятельность, если педагог создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме.

В педагогических ВУЗах проблема внедрения методики эстетического образования стоит особо остро, так как будущий педагог приступать к деятельности имея не только «багаж» теоретических и практических знаний, но и некую эстетическую грамотность. Необходимо отметить, что включение театра в диапазон образовательного пространства педагогического ВУЗа имеет, по крайней мере, два очевидных последствия: во-первых, отношение к классическому наследию становится более осмысленным не разрывающим «связь времен»; во-вторых, использование театрального компонента в образовании создает особый тип духовной коммуникации между преподавателями и студентами, что в принципе влияет на атмосферу образовательного процесса. Являясь формой «обратной связи», восприятие театра участвует в развитии студенческого сообщества с помощью воздействия на сознание его активных представителей.

Эстетический характер влияния театра на студенчество проявляется в его освобождении от излишней рациональности и прагматичности, демонстрирует движение к обретению нравственного самосознания и культурной идентичности, поскольку театр объединяет эстетическую энергию, творческое вдохновение, этические смыслы, помогающие молодому человеку подняться над противоречиями частностей в реальной жизни.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Изучение искусства и практическая подготовка воспитателя
Одно из важных направлений совершенствования воспитательно-образовательной работы — значительное улучшение художественного образования и воспитания детей. Вот почему так необходимо развивать чувство прекрасного, формировать эстетический вкус, умение понимать красоту произведений искусства, архитект ...

Влияние музыки человека: психологические и физиологические факторы
Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе и опыт воздействия музыки на животных, растения и человека, накопленный тысячелетиями. В древности выделяли 3 направления её влияния на человека: 1) на духовную сущность; 2) на интеллект; 3) на физическое тело. Эти известные с древности напра ...

Цель, задачи и принципы развития системы профессиональной ориентации школьников
Основной целью системы профессиональной ориентации является удовлетворение интересов общества, государства и личности в обеспечении для школьников возможности и способности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным интересам, потребностям, ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru