Методика эстетического воспитания в ВУЗе

Страница 2

Сущность метода приучения, упражнения в том, чтобы научить вслушиваться, вглядываться, оценивать, анализировать и соответственно активно действовать. Систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения углубляют активность человека. Метод приучения, упражнения требует многократного повторения. Он применяется в различных условиях. Изменение или усложнение деятельности помогает студенту пользоваться усвоенными навыками, стремиться к дальнейшему совершенствованию. Многократные упражнения в изменяющихся условиях позволяют успешнее добиться необходимых результатов. Эстетические переживания всегда связаны с этическими проявлениями. Единство этического и эстетического является важнейшей отличительной чертой формирования личности будущего педагога. Убеждать надо не только путем непосредственного воздействия прекрасного в искусстве, обществе, быту, природе. Надо активно влиять словом на сознание студента, привлекая его к практическим действиям. Рассматриваемые методы помогают пробуждать у молодого человека чувство прекрасного. Д.Б. Кабалевский говорит: «Прекрасное пробуждает доброе». В современной педагогической науке особая роль принадлежит методике художественного обучения на занятиях, предусматривающей необходимость создания поисковых «проблемных» ситуаций, дифференцированный и индивидуальный подход к каждому студенту. Художественная деятельность соответствует различным видам искусства. К используемым при этом средствам можно отнести литературные, музыкальные произведения, живопись, и т. д. Они помогают усвоению разных способов действий, в ходе которых возникает процесс эстетического развития человека. Полученные результаты свидетельствуют о достигнутой цели. Чтобы усилить воспитывающий и развивающий характер обучения, следует применять методы воспитания (убеждения, приучения), а также методы обучения, развивающие самостоятельность, инициативу, творчество. Это сущность проблемно-поискового метода, широко применяемого в современной дидактике. Проблемно-поисковым он называется потому, что методика предлагает найти способы решения намеченного замысла. Чтобы обучение носило развивающий характер, методика должно содержать обобщенные способы действий, которые являются основой конкретных методических приемов. К числу таких способов относятся: - способы ориентировки в звуковых, зрительных ощущениях, восприятие выразительно-изобразительных средств каждого вида искусства (приобщение к художественным произведениям должно базироваться на сенсорной основе); - способы приобщения к идейно-эмоциональному содержанию произведений путем соучастия и сопереживания; - способы целостного и аналитического подхода к художественным явлениям; - способы ориентировки в самостоятельных действиях при восприятии, исполнительстве и продуктивном творчестве. Таким образом, при решении художественных задач следует активно применять способы, позволяющие целенаправленно руководить эмоциональным восприятием студента, его творческой заинтересованностью. Занятия как организационная форма обучения дают возможность планомерно и систематически воздействовать на формирование художественного вкуса и заинтересованного отношения к материалу и самому творческому процессу.

В некоторых ВУЗах широко применяются игровые методические приемы. Студент успешнее усваивает разнообразную деятельность, если педагог создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме.

В педагогических ВУЗах проблема внедрения методики эстетического образования стоит особо остро, так как будущий педагог приступать к деятельности имея не только «багаж» теоретических и практических знаний, но и некую эстетическую грамотность. Необходимо отметить, что включение театра в диапазон образовательного пространства педагогического ВУЗа имеет, по крайней мере, два очевидных последствия: во-первых, отношение к классическому наследию становится более осмысленным не разрывающим «связь времен»; во-вторых, использование театрального компонента в образовании создает особый тип духовной коммуникации между преподавателями и студентами, что в принципе влияет на атмосферу образовательного процесса. Являясь формой «обратной связи», восприятие театра участвует в развитии студенческого сообщества с помощью воздействия на сознание его активных представителей.

Эстетический характер влияния театра на студенчество проявляется в его освобождении от излишней рациональности и прагматичности, демонстрирует движение к обретению нравственного самосознания и культурной идентичности, поскольку театр объединяет эстетическую энергию, творческое вдохновение, этические смыслы, помогающие молодому человеку подняться над противоречиями частностей в реальной жизни.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Содержание технологического образования школьников в 6 классе по разделу "Обработка металлов"
В содержании этого раздела программы информационные технологии занимают прочное место. В ходе их изучения учащиеся знакомятся с общими принципами и способами поиска, хранения, систематизации и получения информации, с источниками и носителями информации, с организацией банка данных. Наличие в школе ...

Методика проведения занятий по формированию технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе эксперимента
Программа по изобразительной деятельности в детском саду предусматривает решение следующих задач: воспитывать интерес к художественной деятельности, развивать восприятие, воображение, формировать образные представления, развивать творческие способности, учить способам создания изображений. На занят ...

Причины попадания семьи в группу риска
Семья является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы. Семья представляет собой сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие, формы жизнедеятельности людей, обусловленные существующими общественно-экономическими и юридическими нормами. Сегодня в России св ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru