Методика эстетического воспитания в ВУЗе

Страница 2

Сущность метода приучения, упражнения в том, чтобы научить вслушиваться, вглядываться, оценивать, анализировать и соответственно активно действовать. Систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения углубляют активность человека. Метод приучения, упражнения требует многократного повторения. Он применяется в различных условиях. Изменение или усложнение деятельности помогает студенту пользоваться усвоенными навыками, стремиться к дальнейшему совершенствованию. Многократные упражнения в изменяющихся условиях позволяют успешнее добиться необходимых результатов. Эстетические переживания всегда связаны с этическими проявлениями. Единство этического и эстетического является важнейшей отличительной чертой формирования личности будущего педагога. Убеждать надо не только путем непосредственного воздействия прекрасного в искусстве, обществе, быту, природе. Надо активно влиять словом на сознание студента, привлекая его к практическим действиям. Рассматриваемые методы помогают пробуждать у молодого человека чувство прекрасного. Д.Б. Кабалевский говорит: «Прекрасное пробуждает доброе». В современной педагогической науке особая роль принадлежит методике художественного обучения на занятиях, предусматривающей необходимость создания поисковых «проблемных» ситуаций, дифференцированный и индивидуальный подход к каждому студенту. Художественная деятельность соответствует различным видам искусства. К используемым при этом средствам можно отнести литературные, музыкальные произведения, живопись, и т. д. Они помогают усвоению разных способов действий, в ходе которых возникает процесс эстетического развития человека. Полученные результаты свидетельствуют о достигнутой цели. Чтобы усилить воспитывающий и развивающий характер обучения, следует применять методы воспитания (убеждения, приучения), а также методы обучения, развивающие самостоятельность, инициативу, творчество. Это сущность проблемно-поискового метода, широко применяемого в современной дидактике. Проблемно-поисковым он называется потому, что методика предлагает найти способы решения намеченного замысла. Чтобы обучение носило развивающий характер, методика должно содержать обобщенные способы действий, которые являются основой конкретных методических приемов. К числу таких способов относятся: - способы ориентировки в звуковых, зрительных ощущениях, восприятие выразительно-изобразительных средств каждого вида искусства (приобщение к художественным произведениям должно базироваться на сенсорной основе); - способы приобщения к идейно-эмоциональному содержанию произведений путем соучастия и сопереживания; - способы целостного и аналитического подхода к художественным явлениям; - способы ориентировки в самостоятельных действиях при восприятии, исполнительстве и продуктивном творчестве. Таким образом, при решении художественных задач следует активно применять способы, позволяющие целенаправленно руководить эмоциональным восприятием студента, его творческой заинтересованностью. Занятия как организационная форма обучения дают возможность планомерно и систематически воздействовать на формирование художественного вкуса и заинтересованного отношения к материалу и самому творческому процессу.

В некоторых ВУЗах широко применяются игровые методические приемы. Студент успешнее усваивает разнообразную деятельность, если педагог создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме.

В педагогических ВУЗах проблема внедрения методики эстетического образования стоит особо остро, так как будущий педагог приступать к деятельности имея не только «багаж» теоретических и практических знаний, но и некую эстетическую грамотность. Необходимо отметить, что включение театра в диапазон образовательного пространства педагогического ВУЗа имеет, по крайней мере, два очевидных последствия: во-первых, отношение к классическому наследию становится более осмысленным не разрывающим «связь времен»; во-вторых, использование театрального компонента в образовании создает особый тип духовной коммуникации между преподавателями и студентами, что в принципе влияет на атмосферу образовательного процесса. Являясь формой «обратной связи», восприятие театра участвует в развитии студенческого сообщества с помощью воздействия на сознание его активных представителей.

Эстетический характер влияния театра на студенчество проявляется в его освобождении от излишней рациональности и прагматичности, демонстрирует движение к обретению нравственного самосознания и культурной идентичности, поскольку театр объединяет эстетическую энергию, творческое вдохновение, этические смыслы, помогающие молодому человеку подняться над противоречиями частностей в реальной жизни.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Динамика развития речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
В течение четырех месяцев после первоначальной диагностики с детьми старшей группы проводились развивающие игры на расширение ориентировки в окружающем и обогащение словаря. После этого была проведена повторная диагностика по приведенным выше методикам, и мы выяснили, что уровень развития речи дете ...

Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой
дыхание артикуляция вдох речь В логопедической работе над речевым дыханием заикающихся детей, подростков и взрослых широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально ...

Особенности профессиональной подготовки дизайнеров
Для творческой деятельности дизайнеру необходимо располагать сведениями из многих областей знания, которые нередко далеко стоят друг от друга. Для получения положительного результата в профессиональной деятельности дизайнер должен синтезировать знания, принадлежащие как к сфере искусства, так и ко ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru