Театр как социально-культурный и педагогический феномен

Информация о педагогике » Театр как средство эстетического воспитания студентов » Театр как социально-культурный и педагогический феномен

Страница 1

Культура в широком смысле слова всегда являлась неотъемлемой частью цивилизованного общества. Сами термины цивилизация и культура достаточно синонимичны по своему лексическому значению. Культура (от латинского cultura, от основы colere – возделывать) - совокупность материальных и культурных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие. Цивилизация (от civilis - гражданский, государственный) - понятие, обозначающее единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса.

В различные времена нашей истории культура представляла собой «смесь» самобытных традиций и новых тенденций моды, классицизма устоявшихся взглядов и политических революционных потрясений. Культура как таковая никогда не стояла на месте, в постоянном своем развитии она влияла на абсолютно все социальные класс и прослойки.

В настоящее время само понятие «культура» имеет множество интерпретаций, определяемых концептуальными направлениями научно-исследовательского поиска. Так, для аксиологической концепции культура - это явление, отражающее духовную природу человека в совокупности ее базовых ценностей и нравственных норм. Деятельностная концепция видит в культуре проявление активной, разумной и созидательной природы человека, высший уровень овладения им какой-либо областью деятельности (культура умственного труда, культура речи, эстетическая культура и пр.). Личностная концепция представляет культуру в аспекте актуализации социальной природы человека: как способ пребывания личности в социальном пространстве и времени, систему ее качеств и характеристик, необходимых культуру как систему знаков для передачи и хранения информации. В социологизаторской концепции культура характеризует определенную историческую эпоху, ступень развития конкретного социума. Для суммативной концепции культура - сумма продуктов деятельности и общения людей, область технических и социальных достижений, накопленных человечеством в процессе его прогрессивного развития. Эвристическая концепция акцентирует креативную природу деятельности человека в космопланетарном, биосоциальном и культурно-историческом аспектах.

Каждая из концепций имеет право на существование, поскольку подчеркивает одну из сторон человеческой культуры как сложного системного образования. Каждый из рассмотренных подходов имеет методологическую ценность, но для педагогики особенно важен личностный подход, который определяет человеку роль духовного субъекта культуры, обладающего такими свойствами, как понимание смысла жизни, ответственность, способность к саморегуляции и др.

Постичь и определить феномен культуры человек пытался издавна. Уже в древнейшем из языков - санскрите - имеется родственное культуре слово, смысл которого – «просвещение». В латыни термин «культура» более многозначен. Он означает «возделывание», «обрабатывание, уход», «образование, развитие», «почитание». Для древности культура - это прежде всего однонаправленный процесс передачи и воспроизводства знаний, нравственных установок, смыслов, опыта от одного поколения к другому, являющийся атрибутивным условием жизни человека в обществе. Такое понимание сущности культуры во многом сохраняется и в современной науке.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Характеристика деятельности Путятинского Центра народного творчества по патриотическому воспитанию младших школьников
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной диф ...

Содержание логопедической работы по формированию моторных функций у детей экспериментальной группы
Развитие речи тесно связано с состоянием наших моторных функций. У детей с нарушениями речи имеются существенные отклонения в речевом и психомоторном развитии. У дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня недостаточно сформированы основные двигательные навыки и умения, общая моторная н ...

Изучение школьников в целях профориентации
Особенности памяти, внимания, чувств, воли, желаний и способностей нельзя увидеть, оценить, измерить так же, как мы видим, оцениваем многие из окружающих нас предметов. Эти и ряд других качеств психики человека нельзя непосредственно созерцать ни у себя, ни у других людей. Но в то же время различны ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru