Основные подходы к работе социального педагога по профилактике социально-психологической дезадаптации младших подростков

Информация о педагогике » Социально-педагогическая профилактика социально-психологической дезадаптации младших подростков » Основные подходы к работе социального педагога по профилактике социально-психологической дезадаптации младших подростков

Страница 4

Основная цель социально – психологической адаптации и ее конечный результат – благополучное вхождение в коллектив, появление чувства уверенности в отношениях с членами коллектива, удовлетворенность своим положением в этой системе взаимоотношений. Исходя из данного положения, профилактическая деятельность должна быть направлена на ребенка, как субъекта адаптации и заключаться в повышении его адаптивных возможностей; на среду (создание благоприятных условий для развития личности); на условия их оптимального взаимодействия (формирование благоприятного социально-психологического климата).

В процессе профилактической работы психологом, социальным педагогом должны осуществляться следующие конкретные мероприятия по оптимизации взаимоотношений личности и коллектива:

1) Проведение психологического обследования детей в школе, на каждом новом возрастном этапе (при поступлении детей в школу, при переходе из начальной школы в среднюю, при окончании неполной или полной средней школы) с целью создания программы индивидуальной работы с каждым ребенком для его оптимальной адаптации к воспитанию и обучению на новом этапе, ранней диагностики возможных отклонений и их коррекции, развития его личности и индивидуальности;

2) Работа по предупреждению психологической перегрузки и нервных срывов у детей, связанных с особыми условиями жизни;

3) Организация педагогических консилиумов с целью психологического анализа поведения и развития воспитанника для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей его личности и способностей;

4) Организация работы по созданию благоприятного психологического климата в школе: оптимизируются формы общения в педагогическом коллективе (взрослый – взрослый), которая способствует улучшению норм общения педагогов с детьми (взрослый – ребенок), социальный педагог консультирует педагогов и других работников детского учреждения по широкому кругу проблем как профессиональных, так и личностных;

5) Психолог, социальный педагог должен способствовать развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности педагогов, осуществлять мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива;

6) Работа по повышению адаптивных возможностей детей, а также по адаптации воспитанников к широкому социальному окружению за пределами школы, социальный педагог оптимизирует взаимоотношения воспитанников с членами их семей (родственниками, опекунами) в случае, если такие взаимоотношения сохраняются.

Для осуществления воспитательного взаимодействия и помощи в социально-психологической адаптации, применяются следующие методы:

Формирования сознания личности (убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссия, метод примера, и др.);

Формирование опыта общественного поведения (педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающей ситуации и др.);

Стимулирование деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание, создание ситуации успеха и др.)

Таким образом, профилактика социально-психологической дезадаптации должна быть направлена на ребенка, как субъекта адаптации и заключаться в повышении его адаптивных возможностей; на среду (создание благоприятных условий для развития личности); и на условия их оптимального взаимодействия (формирование благоприятного социально – психологического климата). Необходимо отметить, что профилактика дезадаптации включает мероприятия направленные на выявление «детей группы риска» (дезадаптированных в той или иной мере, или склонных к появлению дезадаптации), консультационно-разьяснительная работа с родителями, педагогами, воспитателями; мобилизация воспитательного потенциала среды, работа с контактными группами несовершеннолетнего; организация коррекционно-реабилитационной деятельности в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, обращение к помощи специализированных учреждений, центров, служб.

Страницы: 1 2 3 4 

Педагогические заметки:

Какие стороны работы университета требуют совершенствования
Накануне Нового года президент Дмитрий Медведев подписал указ «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». Документ предусматривает сокращение численности сотрудников органов внутренних дел до 1 января 2012 года на 20%. В связи с этим некоторые СМИ сообщи ...

Содержание программы физического воспитания в школе, основанной на игре «волейбол»
Волейбол входит в программу по физической культуре в школе и является одним из средств решения основных задач физического воспитания учащихся: укрепления здоровья, формирования двигательных навыков и умений, развитие силы, быстроты, ловкости, гибкости. Волейбол как базовый вид спорта нашей программ ...

Понятие инициативности
Для того чтобы поддерживать инициативность, сначала необходимо определиться – что именно необходимо поддержать и как определить, имеются ли какие-либо продвижения. Сначала рассмотрим данное понятие в словарях: 1) Инициативный 1. Обладающий инициативой, предприимчивостью. 2 Сделавший почин в каком-н ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru