Третичная профилактика – это вид профилактики работает на стадии проявившейся болезни. Профилактические меры принимается в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждают возникновение новых проблем.
Под профилактикой также понимается научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:
1) Предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу риска.
2) Сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка.
3) Содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.
Дезадаптация может быть вызвана различными причинами и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий: нейтрализующие; компенсирующие; предупреждение возникновения обстоятельств, способствующих появлению дезадаптации; устранение этих обстоятельств; контролирование проводимой профилактической работы и ее результатов.
Рычкова Н.А. выделяет следующие направления профилактики дезадаптации в деятельности социального педагога:
– ранняя диагностика детей «группы риска»;
– консультационно-разьяснительная работа с родителями, педагогами, воспитателями;
– мобилизация воспитательного потенциала среды, работа с контактными группами несовершеннолетнего;
– организация коррекционно-реабилитационной деятельности в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, обращение к помощи специализированных учреждений, центров, служб;
– патронаж дезадаптированных несовершеннолетних;
– разработка и реализация целостных технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения.
Эффективность работы с дезадаптированными детьми во многом зависит от наличия комплексной инфраструктуры, включающей в себя следующие элементы: квалифицированные кадры, организационная поддержка, финансирование со стороны государства, связь с научными подразделениями, а также специально создаваемое для достижения этих целей социальное пространство, в котором формируются свои традиции и методы работы с дезадаптированными детьми и подростками .
Профилактическая деятельность должна опираться на следующие принципы:
– разноплановость усилий, т.е. направленность социальной работы на различные сферы жизнедеятельности детей и подростков;
– единство психосоциальных, педагогических, социальных (а при необходимости – медицинских, биологических) воздействий;
– партнерство как всемерное вовлечение дезадаптированных детей и подростков в восстановительный процесс;
– ступенчатость, постепенность, последовательность, создание «переходов» от одного вида коррекционных, реабилитационных или воспитывающих мероприятий к другому.
– разработка и создание целостной системы оказания помощи, исключающей изоляцию детей и подростков, в режиме комплексности.
Профилактическая работа проводиться преимущественно с членами педагогического коллектива, опекунами и другими взрослыми, которые оказывают влияние на формирование личности воспитанника, а также с самим ребенком.
Педагогические заметки:
Музыкальные способности младенцев. Влияние музыки на
развитие ребенка
То, что музыка благотворно действует не только на душу, но и на тело, заметили еще древние. Музыкой лечили нервно-психические болезни, в средние века пытались использовать ее как наркоз. Но все эти эксперименты проводились со взрослыми. Как рассказала доктор медицинских наук, ведущий научный сотруд ...
История становления
социальной интеграции детей с особыми образовательными потребностями в России
Длительная история становления социальной помощи в России берет начало от возникновения специальных учреждений — богаделен. По определению энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, богадельня (от слова «бога дела», то есть для бога) — заведение для призрения лиц, почему бы то ни было не способ ...
Основные цели и задачи артпедагогики и арттерапии
В настоящее время в практике специального образования широко используются такие термины, как «арттерапия» и «артпедагогика». В государственных образовательных стандартах по специальному образованию представлен курс «Основы артпедагогики и арттерапии в специальном образовании». В чем сходство и разл ...