Третичная профилактика – это вид профилактики работает на стадии проявившейся болезни. Профилактические меры принимается в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждают возникновение новых проблем.
Под профилактикой также понимается научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:
1) Предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу риска.
2) Сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка.
3) Содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.
Дезадаптация может быть вызвана различными причинами и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий: нейтрализующие; компенсирующие; предупреждение возникновения обстоятельств, способствующих появлению дезадаптации; устранение этих обстоятельств; контролирование проводимой профилактической работы и ее результатов.
Рычкова Н.А. выделяет следующие направления профилактики дезадаптации в деятельности социального педагога:
– ранняя диагностика детей «группы риска»;
– консультационно-разьяснительная работа с родителями, педагогами, воспитателями;
– мобилизация воспитательного потенциала среды, работа с контактными группами несовершеннолетнего;
– организация коррекционно-реабилитационной деятельности в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, обращение к помощи специализированных учреждений, центров, служб;
– патронаж дезадаптированных несовершеннолетних;
– разработка и реализация целостных технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения.
Эффективность работы с дезадаптированными детьми во многом зависит от наличия комплексной инфраструктуры, включающей в себя следующие элементы: квалифицированные кадры, организационная поддержка, финансирование со стороны государства, связь с научными подразделениями, а также специально создаваемое для достижения этих целей социальное пространство, в котором формируются свои традиции и методы работы с дезадаптированными детьми и подростками .
Профилактическая деятельность должна опираться на следующие принципы:
– разноплановость усилий, т.е. направленность социальной работы на различные сферы жизнедеятельности детей и подростков;
– единство психосоциальных, педагогических, социальных (а при необходимости – медицинских, биологических) воздействий;
– партнерство как всемерное вовлечение дезадаптированных детей и подростков в восстановительный процесс;
– ступенчатость, постепенность, последовательность, создание «переходов» от одного вида коррекционных, реабилитационных или воспитывающих мероприятий к другому.
– разработка и создание целостной системы оказания помощи, исключающей изоляцию детей и подростков, в режиме комплексности.
Профилактическая работа проводиться преимущественно с членами педагогического коллектива, опекунами и другими взрослыми, которые оказывают влияние на формирование личности воспитанника, а также с самим ребенком.
Педагогические заметки:
Математическое развитие младших школьников
Новая парадигма образования в РФ характеризуется личностно ориентированным подходом, идеей развивающего обучения, созданием условий для самоорганизации и саморазвития личности, субъектностью образования, направленностью на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитания, обеспечива ...
Элементы педагогической технологии
Педагогическая технология как система научного знания должна оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс. Воспитание – это объективный процесс, который совершается в обществе независимо от воли и желания педагога. Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога заключается в ...
Роль жизненной среды в развитии ребенка
Л.С. Выготский в работе «Вопросы детской психологии» писал следующее: «Одна из самых величайших помех для теоретического и практического изучения детского развития – неправильное решение проблемы среды и ее роли в динамике возраста, когда среда рассматривается как нечто внешнее по отношению к ребен ...