Это устоявшееся мышление основано на представлении о знании, как наивысшей ценности. В то время как во многих исследованиях «высказано мнение о том, что в долгосрочной перспективе эмоциональный интеллект является более значимым фактором успешного общения, взаимоотношений и лидерства, чем ментальный». Значит и в образовании на первое место выходит установление определенных взаимоотношений в процессе обучения преподавателя с учащимся, умение учиться самому, а не его знания, умения, навыки.
А преподаватели по привычке работают над умственным интеллектом, формируя знания, и умения, которые должны перерасти в навыки. Представление об учащемся, как «объекте» получения знаний незаметно превращает его в существо, которого нужно побуждать к действию и контролировать.
Это порождает неосознанное использование моделей контроля индустриальной эпохи, которые сводят применение элементов личностно-ориентированного обучения к нулю. Эпоха работника интеллектуального труда предъявляет к преподавателям требования научиться новому образу мышления, освоить новые технологии обучения не на фрагментарном, а на естественном уровне применения.
Процесс освоения преподавателями инновационных технологий движется, а с формированием нового образа мышления у большинства преподавателей возникают проблемы. Мы знакомимся с требованиями личностно-ориентированного обучения; знаем, что необходимо опираться на субъективный опыт ученика, а так же учитывать индивидуальную избирательность ученика к формам заданий, типу и виду изучаемого материала; знаем, что важно изучать личность ученика, выявляя его психофизиологические особенности, интересы, жизненные ценности, личные потребности и т.д. Мы знаем о важности оценки не только итоговых знаний, но и усилий учащегося.
Знаем, но не понимаем, т.к. знать, но не использовать, значит не понимать. И в результате нам некогда использовать такой обширный арсенал методов, т.к. наша жизнь наполнена и другими важными для нас вещами. Нам некогда выстраивать отношения с учащимися, но именно отношения в эпоху интеллектуального работника выходят на первый план, образуя основу нового мышления. Именно отношения, возникающие с учащимся, и выстраиваемые педагогом помогают на современном этапе, учитывая его индивидуальные особенности, организовать процесс получение знаний и формирование умений самим учащимся для образования необходимых навыков.
Педагогические заметки:
Особенности развития воображения в дошкольном возрасте
По Л.С. Выготскому, воображение ребенка развивается постепенно, в процессе накопления им жизненного опыта, и все образы деятельности воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на впечатлениях реальной жизни. Появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста. В этом возра ...
Организация и проведение диагностического обследования. Анализ результатов
К моменту поступления детей в школу, существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического развития. Некоторым детям, поступающим учиться в школу, вполне доступны тесты, предназначенные для психодиагностики взрослых людей, другим менее развитым - только методики, рассчитанные ...
Авторский проект образовательной программы
Практика является составной частью образовательного процесса в высших учебных заведениях культуры и искусства по специальности «Народное художественное творчество» и способствует реализации студентами приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности. Программа состоит из двух разд ...