Причины, приводящие к социально-психологической дезадаптации младших подростков

Информация о педагогике » Социально-педагогическая профилактика социально-психологической дезадаптации младших подростков » Причины, приводящие к социально-психологической дезадаптации младших подростков

Страница 3

На успешность адаптации оказывает влияние состояние здоровья; половозрастные особенности различных периодов развития. Негативные личностные состояния (тревожность, аутизм, напряженность и т.д.) и негативные образования (неадекватность самооценки, уровень притязаний, низкие нравственные ценности и т.п.) могут вызвать социально-психологическую дезадаптацию.

Большой интерес для нас представляет неадекватный уровень самооценки, ведь именно в подростковом возрасте она чрезвычайно нестабильна. Это связано и с «непосредственностью уровня притязаний, и с трудностями переориентации с внешней оценки на самооценку». Самооценка подростка формируется в ходе его общения со взрослыми, со сверстниками; он учится оценивать себя и окружающих. Однако, коммуникативное поведение очень противоречиво (коллективизм – негативизм; стремление быть таким же, как все – желание отличиться; стремление к уважению и авторитету – бравирование собственными недостатками). Что же касается общения со взрослыми, то здесь подросток продолжает испытывать потребность в поддержке и понимании, он хочет уважительного и серьезного отношения взрослых к своей личной жизни и правам. Противоречивость, непостоянность общения подростка показывают неоднозначность характера его отношений с людьми, значимыми для него. А это в свою очередь ведет к неустойчивой самооценке. Характерологические особенности, темперамент, непоседливость ребенка вызывает у родителей неадекватные реакции. Представление о «хорошем» подростке как об удобном, послушным сталкивается с особенностями реального подростка, несоответствующими этому представлению. Начинается переделка, «подгонка» его под общий «стандарт», борьба против его индивидуальности. Результат этой борьбы может быть различен, но неизбежно нарушение функционирования семьи. Ребенок, чувствуя неприятие, может сдаться, и конфликт перенесется внутрь него, может уйти из семьи и найти признание в другой среде, в других формах. Чаще всего, обострение подобных противоречий происходит в подростковом возрасте, когда у ребенка появляется реальная возможность на Гаи другие формы самореализации, когда происходит рост его самосознания, когда сверстники становятся авторитетом, а мнение взрослых перестает быть единственно правильным.

Родители в подобных семьях при определенных условиях могли бы успешно выполнять свой родительский долг. Но отклонение реальной ситуации от их представлений и ожиданий, и неготовность принять ребенка таким, какой он есть, приводит к конфликту, и, часто, к дисфункциональное данной семьи в целом.

Сказанное в отношении семьи, часто оказывается верным и при обучении «нестандартного» ребенка в школе. К сожалению, учителя далеко не всегда готовы учитывать индивидуальные особенности ученика. Это обстоятельство является одной из причин другого явления – школьной дезадаптации.

Ни для кого не секрет, что школа в наше время переживает трудные времена. Переполненность классов, недостаток специалистов, зачастую, их низкий профессиональный уровень, приводит к увеличению числа конфликтов между учителем и учениками.

Процесс адаптации к школе может быть осложнен рядом обстоятельств. К подобным трудностям можно отнести следующие:

1. Изменение условий обучения. Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался, приобретал знания в одном кабинете, с одним основным учителем, его окружали одни и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одинаковые. Все было привычно. А учитель – практически вторая мама, которая и подскажет, и направит.

При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Во-первых, стало много учителей-предметников. Во-вторых, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов – много. Зачастую на этом этапе дети переходят в другую школу, в другой класс (например, гимназический). Тогда ко всему вышесказанному прибавляется еще и новый коллектив, много новых ребят.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Образная выразительность в рисунках детей старшего дошкольного возраста
В основе всякого произведения искусства лежит художественный образ, видения, созданное фантазией художника. Образ всегда индивидуален, нов и неповторим. Он – основное отличие искусства, его главный признак. Образ не только изображения. Он больше, чем простое воспроизведение чего-то, именно в нем вы ...

Основные организационные принципы профориентационной работы педагога дополнительного образования
Для простоты и удобства все основные организационные принципы профориентационной работы педагога ДО можно представить в виде таблицы (табл. 1). Чтобы лучше понять сущность каждого принципа, выделяются «золотая середина» (сам принцип) и «крайности», между которыми этот принцип находится. Главная про ...

Профессионально - этическое воспитание
Профессиональная этика - система моральных норм и моральных принципов поведения людей в определенной профессии. Это и общие нормы нравственного поведения в их специфическом выполнении, а также особые нормы в определенном виде профессиональной деятельности. В правоохранительной деятельности имеют сп ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru