Причины, приводящие к социально-психологической дезадаптации младших подростков

Информация о педагогике » Социально-педагогическая профилактика социально-психологической дезадаптации младших подростков » Причины, приводящие к социально-психологической дезадаптации младших подростков

Страница 2

В настоящее время значительно увеличилось число семейных конфликтов в результате ценностного несовпадения. Многие родители не в состоянии принять существование иных ценностей, кроме тех, которыми они руководствовались в своей жизни. В результате они отвергают не только действительно низкое, безвкусное, вульгарное, но и позитивную составляющую жизни своих детей: свободу самовыражения, самореализации, ценность личности и т.д. Реакцией подростка на это становится стремление ко всему, что отвергнуто родителями, в том числе и негативного. Таким образом, то, что совсем недавно считалось фактором стабильности семьи, – ценностная определенность родителей, сейчас выступает как фактор риска: ригидность, нетерпимость .

Педагогические несостоятельные родители, как правило, занимаются воспитанием детей, но для них характерны неправомерные подходы к воспитанию, беспомощность в построении взаимоотношений с детьми. Главной целью их воспитательных усилий нередко становится достижение послушания и упрочнение родительской власти. В такой семье наблюдаются авторитаризм и подавление; педантизм и мелочная опека; неумеренная любовь и попустительство; подкуп; непоследовательность, сочетание противоположных позиций отца и матери. Чем старше ребенок, тем ощутимее его реакция на подобный стиль родительского поведения. Она особенно болезненна, когда ребенок, достигая подросткового возраста, начинает стремиться к самостоятельности. Неудовлетворенность возникающих новых потребностей ведет к конфликту с родителями, отчуждению от семьи, побегам .

Условия жизни в асоциальной (асоциально-криминальной) семье вызывают у ребенка хронические переживания, что превышает предел его адаптационных возможностей и приводит к бегству из дома.

Возникновение у детей склонности к асоциальному образу жизни является следствием явного или скрытого эмоционального отвержения их семей. При скрытом эмоциональном отвержении родители, сознавая свое расходящееся с общепринятыми нормами отношение к ребенку, стараются закамуфлировать его подчеркнутой заботой и вниманием, однако не может компенсировать дефицит семейного тепла и родительской любви. В других случаях скрытое эмоциональное отвержение проявляется в повышенной опеке, усилении регламентации поведения, наказаниях, внешне декларируемых как забота о будущем ребенка .

Явное эмоциональное отвержение чаще всего проявляется в жестком обращении родителей с ребенком, в том числе избиениях, нередко принимающих характер истязания, за мелкие проступки или непослушание.

Инициаторами подобных экзекуций в основном являются родители с эпилептоидными чертами характера. Есть семьи, в которых доминирует не физическая расправа, а духовное безразличие, черствость, психологическое унижение и третирование одних членов семьи в угоду садистским наклонностям других. В отдельных случаях жестокое обращение может быть реакцией родителей на рано проявившуюся жестокость и аффективную напряженность ребенка при формировании у него выраженных эпилептоидных черт характера.

По мнению Личко А.Е. самыми беззащитным перед таким отношением родителей оказываются дети с эмоционально – лабильной, сензитивной и астено – невротической акцентуациями характера, именно воспитание по типу явного и скрытого эмоционального выражения ведет их к беспризорности.

Сотрудникам специализированных учреждений необходимо быть готовым к различным видам работы с неблагополучными семьями, в том числе к семейной диагностике и коррекционной и профилактической работе, которая включает в себя семейное консультирование, психолого-педагогическое просвещение родителей, коррекцию отношения родителей к ребенку, семейную психотерапию, а также патронаж.

Нередко причиной социально-психологической дезадаптации становятся сами по себе личностные особенности ребенка. К субъективным причинам относятся генетические и биологические предпосылки, возрастные и индивидуальные особенности, развитие познавательной, волевой, интеллектуальной и эмоциональной сфер. Также к субъективным факторам можно отнести особенности психического, физиологического, физического и социального развития подростков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Методические рекомендации по организации творческой деятельности учащихся в процессе освоения информационных технологий
Урочная деятельность Творчество – это радость открытий, это когда в давно знакомом WORDe откроешь что-то новенькое, это когда часами бьешься над отладкой программы, которая затем поразит всех. Творческая деятельность учащихся на уроках вполне посильная задача. Причина слабого усвоения учащимся проф ...

Результаты исследования по проблеме правового воспитания детей старшего дошкольного возраста
Цель контрольного эксперимента - выяснить насколько повысился уровень нравственно-правовых представлений, суждений, понятий, изменились отношения детей друг к другу, окружающим людям, их эмоциональное самочувствие, детско-родительские взаимоотношения; определение эффективности усилий, затраченных н ...

Динамика развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения по результатам контрольного эксперимента
С целью выявления результативности проведенных мероприятий по развитию мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения был проведен контрольный срез. Задачи контрольного этапа эксперимента: 1. Установить уровень мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения после формирующег ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru