Причины, приводящие к социально-психологической дезадаптации младших подростков

Информация о педагогике » Социально-педагогическая профилактика социально-психологической дезадаптации младших подростков » Причины, приводящие к социально-психологической дезадаптации младших подростков

Страница 2

В настоящее время значительно увеличилось число семейных конфликтов в результате ценностного несовпадения. Многие родители не в состоянии принять существование иных ценностей, кроме тех, которыми они руководствовались в своей жизни. В результате они отвергают не только действительно низкое, безвкусное, вульгарное, но и позитивную составляющую жизни своих детей: свободу самовыражения, самореализации, ценность личности и т.д. Реакцией подростка на это становится стремление ко всему, что отвергнуто родителями, в том числе и негативного. Таким образом, то, что совсем недавно считалось фактором стабильности семьи, – ценностная определенность родителей, сейчас выступает как фактор риска: ригидность, нетерпимость .

Педагогические несостоятельные родители, как правило, занимаются воспитанием детей, но для них характерны неправомерные подходы к воспитанию, беспомощность в построении взаимоотношений с детьми. Главной целью их воспитательных усилий нередко становится достижение послушания и упрочнение родительской власти. В такой семье наблюдаются авторитаризм и подавление; педантизм и мелочная опека; неумеренная любовь и попустительство; подкуп; непоследовательность, сочетание противоположных позиций отца и матери. Чем старше ребенок, тем ощутимее его реакция на подобный стиль родительского поведения. Она особенно болезненна, когда ребенок, достигая подросткового возраста, начинает стремиться к самостоятельности. Неудовлетворенность возникающих новых потребностей ведет к конфликту с родителями, отчуждению от семьи, побегам .

Условия жизни в асоциальной (асоциально-криминальной) семье вызывают у ребенка хронические переживания, что превышает предел его адаптационных возможностей и приводит к бегству из дома.

Возникновение у детей склонности к асоциальному образу жизни является следствием явного или скрытого эмоционального отвержения их семей. При скрытом эмоциональном отвержении родители, сознавая свое расходящееся с общепринятыми нормами отношение к ребенку, стараются закамуфлировать его подчеркнутой заботой и вниманием, однако не может компенсировать дефицит семейного тепла и родительской любви. В других случаях скрытое эмоциональное отвержение проявляется в повышенной опеке, усилении регламентации поведения, наказаниях, внешне декларируемых как забота о будущем ребенка .

Явное эмоциональное отвержение чаще всего проявляется в жестком обращении родителей с ребенком, в том числе избиениях, нередко принимающих характер истязания, за мелкие проступки или непослушание.

Инициаторами подобных экзекуций в основном являются родители с эпилептоидными чертами характера. Есть семьи, в которых доминирует не физическая расправа, а духовное безразличие, черствость, психологическое унижение и третирование одних членов семьи в угоду садистским наклонностям других. В отдельных случаях жестокое обращение может быть реакцией родителей на рано проявившуюся жестокость и аффективную напряженность ребенка при формировании у него выраженных эпилептоидных черт характера.

По мнению Личко А.Е. самыми беззащитным перед таким отношением родителей оказываются дети с эмоционально – лабильной, сензитивной и астено – невротической акцентуациями характера, именно воспитание по типу явного и скрытого эмоционального выражения ведет их к беспризорности.

Сотрудникам специализированных учреждений необходимо быть готовым к различным видам работы с неблагополучными семьями, в том числе к семейной диагностике и коррекционной и профилактической работе, которая включает в себя семейное консультирование, психолого-педагогическое просвещение родителей, коррекцию отношения родителей к ребенку, семейную психотерапию, а также патронаж.

Нередко причиной социально-психологической дезадаптации становятся сами по себе личностные особенности ребенка. К субъективным причинам относятся генетические и биологические предпосылки, возрастные и индивидуальные особенности, развитие познавательной, волевой, интеллектуальной и эмоциональной сфер. Также к субъективным факторам можно отнести особенности психического, физиологического, физического и социального развития подростков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Сущность основных понятий звуковой культуры речи
Итак, воспитание звуковой культуры речи – одна из важнейших задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения. Показателями звуковой культуры речи являются непосредственно фонетическая и орфоэпическая правильность речи, четкая дикция ...

Принципы построения методики изучения стохастической линии
Исходя из анализа всей вышеперечисленной литературы, при построении методики изучения стохастической линии в основной школе необходимо учитывать следующие важные моменты: · Содержание материала, обязательно изучаемого в рамках данной линии в средней школе, определяется требованиями государственного ...

Формы обучения
В литературе по педагогике часто путают понятия метода и формы обучения. Дадим следующие определения: Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод. Метод - (от греч. metodos – буквально: путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направле ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru