В настоящее время значительно увеличилось число семейных конфликтов в результате ценностного несовпадения. Многие родители не в состоянии принять существование иных ценностей, кроме тех, которыми они руководствовались в своей жизни. В результате они отвергают не только действительно низкое, безвкусное, вульгарное, но и позитивную составляющую жизни своих детей: свободу самовыражения, самореализации, ценность личности и т.д. Реакцией подростка на это становится стремление ко всему, что отвергнуто родителями, в том числе и негативного. Таким образом, то, что совсем недавно считалось фактором стабильности семьи, – ценностная определенность родителей, сейчас выступает как фактор риска: ригидность, нетерпимость .
Педагогические несостоятельные родители, как правило, занимаются воспитанием детей, но для них характерны неправомерные подходы к воспитанию, беспомощность в построении взаимоотношений с детьми. Главной целью их воспитательных усилий нередко становится достижение послушания и упрочнение родительской власти. В такой семье наблюдаются авторитаризм и подавление; педантизм и мелочная опека; неумеренная любовь и попустительство; подкуп; непоследовательность, сочетание противоположных позиций отца и матери. Чем старше ребенок, тем ощутимее его реакция на подобный стиль родительского поведения. Она особенно болезненна, когда ребенок, достигая подросткового возраста, начинает стремиться к самостоятельности. Неудовлетворенность возникающих новых потребностей ведет к конфликту с родителями, отчуждению от семьи, побегам .
Условия жизни в асоциальной (асоциально-криминальной) семье вызывают у ребенка хронические переживания, что превышает предел его адаптационных возможностей и приводит к бегству из дома.
Возникновение у детей склонности к асоциальному образу жизни является следствием явного или скрытого эмоционального отвержения их семей. При скрытом эмоциональном отвержении родители, сознавая свое расходящееся с общепринятыми нормами отношение к ребенку, стараются закамуфлировать его подчеркнутой заботой и вниманием, однако не может компенсировать дефицит семейного тепла и родительской любви. В других случаях скрытое эмоциональное отвержение проявляется в повышенной опеке, усилении регламентации поведения, наказаниях, внешне декларируемых как забота о будущем ребенка .
Явное эмоциональное отвержение чаще всего проявляется в жестком обращении родителей с ребенком, в том числе избиениях, нередко принимающих характер истязания, за мелкие проступки или непослушание.
Инициаторами подобных экзекуций в основном являются родители с эпилептоидными чертами характера. Есть семьи, в которых доминирует не физическая расправа, а духовное безразличие, черствость, психологическое унижение и третирование одних членов семьи в угоду садистским наклонностям других. В отдельных случаях жестокое обращение может быть реакцией родителей на рано проявившуюся жестокость и аффективную напряженность ребенка при формировании у него выраженных эпилептоидных черт характера.
По мнению Личко А.Е. самыми беззащитным перед таким отношением родителей оказываются дети с эмоционально – лабильной, сензитивной и астено – невротической акцентуациями характера, именно воспитание по типу явного и скрытого эмоционального выражения ведет их к беспризорности.
Сотрудникам специализированных учреждений необходимо быть готовым к различным видам работы с неблагополучными семьями, в том числе к семейной диагностике и коррекционной и профилактической работе, которая включает в себя семейное консультирование, психолого-педагогическое просвещение родителей, коррекцию отношения родителей к ребенку, семейную психотерапию, а также патронаж.
Нередко причиной социально-психологической дезадаптации становятся сами по себе личностные особенности ребенка. К субъективным причинам относятся генетические и биологические предпосылки, возрастные и индивидуальные особенности, развитие познавательной, волевой, интеллектуальной и эмоциональной сфер. Также к субъективным факторам можно отнести особенности психического, физиологического, физического и социального развития подростков.
Педагогические заметки:
Его сущность, функции, методы и приёмы проведения
Одним из видов контроля является тематический контроль. Тематический контроль – это вид контроля, который проводится по завершении изучения большой темы. Функции тематического контроля следующие: Ø систематизировать и обобщить материал всей темы; Ø путём повторения и проверки знаний п ...
Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормальной скорости психического развития, в котором ребенок, который достиг школьного возраста, продолжает находиться в кругу игровых, дошкольных интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и в ...
Методы и приемы, направленные на освоение тезауруса
по музыкальным формам
Музыка воздействует благодаря целому комплексу выразительных средств. Это - ладогармонический склад, тембр, темп, динамика, метроритм. Они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека. Освоение простейших музыкальных форм, сп ...