С.А. Беличева определяет социально-психологическую дезадаптацию как «нарушение взаимодействия человека с окружающей средой, в результате чего затрудняется приспособление человека как личности к существованию в обществе, в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами». Можно заметить, что основной акцент автор делает на нарушениях в системе взаимоотношений «человек – окружающая среда», а внутриличностные нарушения во внимание практически не берутся.
Карл Роджерс трактует дезадаптацию как «состояние внутреннего диссонанса, заключающегося в потенциальном конфликте между установками «Я» и непосредственным опытом человека». В этом определении дезадаптация рассматривается автором как внутриличностный конфликт самой личности.
Т.Д. Молодцова считает, что «социально–психологическая дезадаптация – это результат неудавшейся адаптации, приводящий к внутренней или внешней (иногда комплексной) дегармонизации взаимодействия личности с самой собой и обществом, которая проявляется во внутреннем дискомфорте, нарушении поведения, взаимоотношений и деятельности».
Обобщая все изложенное, можно сделать вывод, что несмотря на различия определений социально-психологической дезадаптации, в большинстве исследований основное внимание уделяется нарушениями взаимодействия личности с окружающей средой и дегармонизации личности с самой собой.
В следствии изучения и рассмотрения вышеизложенных определений социально-психологической дезадаптации разных авторов, можно сделать следующий вывод о том, что трактовка Т.Д. Молодцовой является наиболее широко рассмотренной, с точностью обоснованной и раскрытой. В данном определении автор указывает на то, что в результате неудачной адаптации, происходит противоборство личности с самим собой и общества, что и приводит к различным нарушениям и противостояниям.
Необходимо сказать, что процесс социально-психологической дезадаптации, в первую очередь оказывает существенное влияние на психическое и социальной развитие ребенка, который сказывается на его успешной адаптации, в следствии чего и возникают различные нарушения, комплексы и дегармонизация личности.
Таким образом, социально-психологическая дезадаптация, вызванная совокупностью факторов социального, психологического, психосоматического характера, приводит к депривации основных потребностей несовершеннолетнего – потребностей в полноценном развитии и самореализации. При сходстве внешних проявлений социально-психологической дезадаптации, проявляющейся в отставании в учение и отклонении в поведении, психологические причины последних могут быть весьма различными. Этим определяется необходимость точного, содержательного, разнообразного, соответствующего возрастному периоду и как можно более раннего распознавания природы несоответствий и рассогласований в психическом развитии детей и подростков.
Под дезадаптацией следует понимать утрату или нарушение полноценного взаимодействия личности с окружающей средой, а также дегармонизацию личности с самой собой. Обобщая все вышеизложенное, мы можем сказать, что проблема дезадаптивного поведения приобретает в наше время все большую актуальность. Ей занимаются и отечественные и зарубежные психологи и педагоги.
Педагогические заметки:
Основные труды по проблемам самовоспитания
Среди значительных работ по самовоспитанию я бы хотела указать труды А.И.Кочетова, который двадцать пять лет своей жизни посвятил работе над этой проблемой. В его популярной книге “Как заниматься самовоспитанием” раскрывается вся теория самовоспитания, его цели, задачи, приемы и методы работы над с ...
Анализ общих сведений о детях изучаемой группы
В результате логопедического обследования детей с дизартрией были получены следующие данные. После изучения медицинской и педагогической документации, стало известно следующее: у матерей всех обследуемых дошкольников во время беременности были различные негативно воздействующие на плод факторы. Ран ...
Особенности преобладающих стилей семейного воспитания в воспитательных
системах семей учащихся
Анализируя анкетные данные, беседы с родителями и учащимися можем выделить четыре модели отношений между взрослыми и детьми: Семьи, уважающие детей. Детей в таких семья любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнение, переживания, стараются тактично помочь, развиваю ...