Понятие и сущность социально-психологической дезадаптации в трудах отечественных и зарубежных авторов

Информация о педагогике » Социально-педагогическая профилактика социально-психологической дезадаптации младших подростков » Понятие и сущность социально-психологической дезадаптации в трудах отечественных и зарубежных авторов

Страница 2

С.А. Беличева определяет социально-психологическую дезадаптацию как «нарушение взаимодействия человека с окружающей средой, в результате чего затрудняется приспособление человека как личности к существованию в обществе, в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами». Можно заметить, что основной акцент автор делает на нарушениях в системе взаимоотношений «человек – окружающая среда», а внутриличностные нарушения во внимание практически не берутся.

Карл Роджерс трактует дезадаптацию как «состояние внутреннего диссонанса, заключающегося в потенциальном конфликте между установками «Я» и непосредственным опытом человека». В этом определении дезадаптация рассматривается автором как внутриличностный конфликт самой личности.

Т.Д. Молодцова считает, что «социально–психологическая дезадаптация – это результат неудавшейся адаптации, приводящий к внутренней или внешней (иногда комплексной) дегармонизации взаимодействия личности с самой собой и обществом, которая проявляется во внутреннем дискомфорте, нарушении поведения, взаимоотношений и деятельности».

Обобщая все изложенное, можно сделать вывод, что несмотря на различия определений социально-психологической дезадаптации, в большинстве исследований основное внимание уделяется нарушениями взаимодействия личности с окружающей средой и дегармонизации личности с самой собой.

В следствии изучения и рассмотрения вышеизложенных определений социально-психологической дезадаптации разных авторов, можно сделать следующий вывод о том, что трактовка Т.Д. Молодцовой является наиболее широко рассмотренной, с точностью обоснованной и раскрытой. В данном определении автор указывает на то, что в результате неудачной адаптации, происходит противоборство личности с самим собой и общества, что и приводит к различным нарушениям и противостояниям.

Необходимо сказать, что процесс социально-психологической дезадаптации, в первую очередь оказывает существенное влияние на психическое и социальной развитие ребенка, который сказывается на его успешной адаптации, в следствии чего и возникают различные нарушения, комплексы и дегармонизация личности.

Таким образом, социально-психологическая дезадаптация, вызванная совокупностью факторов социального, психологического, психосоматического характера, приводит к депривации основных потребностей несовершеннолетнего – потребностей в полноценном развитии и самореализации. При сходстве внешних проявлений социально-психологической дезадаптации, проявляющейся в отставании в учение и отклонении в поведении, психологические причины последних могут быть весьма различными. Этим определяется необходимость точного, содержательного, разнообразного, соответствующего возрастному периоду и как можно более раннего распознавания природы несоответствий и рассогласований в психическом развитии детей и подростков.

Под дезадаптацией следует понимать утрату или нарушение полноценного взаимодействия личности с окружающей средой, а также дегармонизацию личности с самой собой. Обобщая все вышеизложенное, мы можем сказать, что проблема дезадаптивного поведения приобретает в наше время все большую актуальность. Ей занимаются и отечественные и зарубежные психологи и педагоги.

Страницы: 1 2 

Педагогические заметки:

Виды контроля знаний учащихся
Методика контроля как целостная система состоит из разных (по функциям, формам и т.п.) структурных компонентов. Анализ советской и постсоветской педагогической и методической литературы, показывает, что основные направления методики контроля в разных источниках в существенном совпадают, но названия ...

Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста
У ребенка воображение формируется в игре и вначале неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. У детей 6-7 лет воображение уже может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Большинство детей не любит очень натуралистические игрушки, предпоч ...

Роль и задачи реформирования системы школьного образования в современном обществе
Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность твор ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru