Общая характеристика детей с умственной отсталостью

тревога аномальный ребенок коррекция

Интеллект – это понятие, объединяющее в себе способность человека к рациональному познанию: суждения, умозаключения, анализу и синтезу, отделению главного от второстепенного, накоплению знаний и практическому их применению, умению адаптироваться в новых ситуациях.

В мировой психиатрии различают две основные формы патологии интеллекта: 1) врожденная или приобретённая в первые три года жизни – малоумие или олигофрения; 2) приобретённое слабоумие – деменция.

Развитие аномального ребёнка понимается как сложный процесс, при котором дефект возникает в результате нарушения тех или иных функций, необходимых для нормального психического развития. Тот или иной тип аномального развития зависит от места, занимаемого этой функцией в общем психическом развитии, и от того, на каком этапе развития наступает нарушение. В одних случаях нарушаемыми могут оказаться основные свойства нервных процессов, т.е. сила, уравновешенность или подвижность, что оказывает влияние на дальнейший ход развития ребёнка. В других случаях это нарушение может касаться какой-нибудь частной психической функции, например зрительного и слухового восприятия, двигательных компонентов речи, двигательной сферы, эмоционально-волевой сферы. Этот частный дефект может вызвать системное нарушение, задержать общее и психическое развитие ребёнка.

Развитие ребёнка, имеющего тот или иной дефект, идёт своеобразно. Своеобразие развития определяет, во-первых, характером аномалии (неполноценностью зрения, слуха, речи, умственной недостаточностью), тяжестью нарушения или времени его наступления; во-вторых, особенностью компенсации дефекта, которая зависит и от характера обучения и воспитания, и от особенностей общения аномального ребёнка с окружающими детьми и взрослыми.

По степени выраженности олигофрения, как синдром, делится на дебильность, имбецильность и идиотию.

Дебильность – лёгкая форма олигофрении, при которой в первую очередь страдает абстрактно–логическое мышление с сохранением конкретно–образного. Затрудняется переход от чувственного познания к рациональному, от конкретных обобщений к абстрактному, так же присутствуют не полноценные интеллектуальные операции: сложные формы обобщения, анализа и синтеза, классификаций, абстрагирования, сравнений. Не получают должного развития свойства и качества ума (широта, глубина, самостоятельность, логичность, гибкость и критичность). Степень снижения предпосылок интеллекта может быть различной. При удовлетворительном внимании и сохранной памяти, ребёнок накапливает большой запас знаний, навыков чтения, письма, счёта, приобретает рабочую специальность. Словарный запас и объём знаний не соответствует возрастной норме.

Имбецильность – выраженная степень олигофрении, основными чертами которой является полная невозможность абстрактного мышления, а так же затруднения в сфере наглядно-образного мышления. Проведение логических операций практически невозможно. Понимание и различие между предметом и явлением доступно только в пределах конкретного, суждения крайне бедны, не самостоятельны, многие из них являются следствием простого подражания. Предпосылки интеллекта страдают грубо, хотя в некоторых случаях возможна удовлетворительная механическая память. Сохраняется способность к формированию элементарной устной речи, однако словарный запас резко ограничен. Для речи характерны агроматизмы и дефекты произношения. Возможно приобретение навыков самообслуживания и элементарных видов труда на основе способностей к образованию автоматизированных навыков и умений. Впечатлительны, повышенно внушаемы.

Идиотия – глубокая степень олигофрении, характеризуется полным отсутствием всех видов понятийного мышления с частичным сохранением наглядно-действенного, при этом уменьшается объём реагирования, который в основном ограничивается рамками физиологических потребностей. Ощущения сохраняются, но восприятие не полноценно из-за резкого нарушения внимания и невозможности проведения необходимых умственных пониманий, речепроизводство и речепонимание практически отсутствуют. Возможно произнесение не членораздельных звуков и отдельных слов в порядке подражания. Человек воспринимает интонацию, когда с ним говорят. Деятельность крайне стереотипна и ограниченна либо инстинктивными автоматизированными актами, либо непосредственными элементарными движениями – реакцией на раздражители, являющиеся биологически значимыми. Люди ведут преимущественно вегетативный образ жизни и нуждаются в обслуживании.

Педагогические заметки:

Начальные и средние школы
Обучение в основном обязательно для детей от 6 или 7 и до 15 или 16 лет, в зависимости от провинции, в которой они живут, и бесплатно до окончания ими средней школы. В начале 1990–х в Канаде было более 16000 начальных и средних школ с общим числом учеников примерно в 5,3 миллиона. В начале1990-х Ка ...

Раннее развитие музыкальных способностей детей до года
Самый первый и самый совершенный музыкальный инструмент, с которым знакомятся дети, - это мамин голос, нежно напевающий колыбельную. Однако было бы ошибкой думать, что едва родившемуся крохе недоступна другая, более сложная музыка. К моменту рождения ребенок имеет не только сформированный, но и дос ...

Обучение различным видам чтения
Рассмотренные упражнения создают предпосылки для функционирования чтения как речевой деятельности. Однако для того чтобы учащиеся воспринимали его как определенную деятельность, соответствующую уровню их интеллектуального развития, необходимо соблюдать еще ряд условий. 1. Следует подбирать тексты, ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru