Общая характеристика детей с умственной отсталостью

тревога аномальный ребенок коррекция

Интеллект – это понятие, объединяющее в себе способность человека к рациональному познанию: суждения, умозаключения, анализу и синтезу, отделению главного от второстепенного, накоплению знаний и практическому их применению, умению адаптироваться в новых ситуациях.

В мировой психиатрии различают две основные формы патологии интеллекта: 1) врожденная или приобретённая в первые три года жизни – малоумие или олигофрения; 2) приобретённое слабоумие – деменция.

Развитие аномального ребёнка понимается как сложный процесс, при котором дефект возникает в результате нарушения тех или иных функций, необходимых для нормального психического развития. Тот или иной тип аномального развития зависит от места, занимаемого этой функцией в общем психическом развитии, и от того, на каком этапе развития наступает нарушение. В одних случаях нарушаемыми могут оказаться основные свойства нервных процессов, т.е. сила, уравновешенность или подвижность, что оказывает влияние на дальнейший ход развития ребёнка. В других случаях это нарушение может касаться какой-нибудь частной психической функции, например зрительного и слухового восприятия, двигательных компонентов речи, двигательной сферы, эмоционально-волевой сферы. Этот частный дефект может вызвать системное нарушение, задержать общее и психическое развитие ребёнка.

Развитие ребёнка, имеющего тот или иной дефект, идёт своеобразно. Своеобразие развития определяет, во-первых, характером аномалии (неполноценностью зрения, слуха, речи, умственной недостаточностью), тяжестью нарушения или времени его наступления; во-вторых, особенностью компенсации дефекта, которая зависит и от характера обучения и воспитания, и от особенностей общения аномального ребёнка с окружающими детьми и взрослыми.

По степени выраженности олигофрения, как синдром, делится на дебильность, имбецильность и идиотию.

Дебильность – лёгкая форма олигофрении, при которой в первую очередь страдает абстрактно–логическое мышление с сохранением конкретно–образного. Затрудняется переход от чувственного познания к рациональному, от конкретных обобщений к абстрактному, так же присутствуют не полноценные интеллектуальные операции: сложные формы обобщения, анализа и синтеза, классификаций, абстрагирования, сравнений. Не получают должного развития свойства и качества ума (широта, глубина, самостоятельность, логичность, гибкость и критичность). Степень снижения предпосылок интеллекта может быть различной. При удовлетворительном внимании и сохранной памяти, ребёнок накапливает большой запас знаний, навыков чтения, письма, счёта, приобретает рабочую специальность. Словарный запас и объём знаний не соответствует возрастной норме.

Имбецильность – выраженная степень олигофрении, основными чертами которой является полная невозможность абстрактного мышления, а так же затруднения в сфере наглядно-образного мышления. Проведение логических операций практически невозможно. Понимание и различие между предметом и явлением доступно только в пределах конкретного, суждения крайне бедны, не самостоятельны, многие из них являются следствием простого подражания. Предпосылки интеллекта страдают грубо, хотя в некоторых случаях возможна удовлетворительная механическая память. Сохраняется способность к формированию элементарной устной речи, однако словарный запас резко ограничен. Для речи характерны агроматизмы и дефекты произношения. Возможно приобретение навыков самообслуживания и элементарных видов труда на основе способностей к образованию автоматизированных навыков и умений. Впечатлительны, повышенно внушаемы.

Идиотия – глубокая степень олигофрении, характеризуется полным отсутствием всех видов понятийного мышления с частичным сохранением наглядно-действенного, при этом уменьшается объём реагирования, который в основном ограничивается рамками физиологических потребностей. Ощущения сохраняются, но восприятие не полноценно из-за резкого нарушения внимания и невозможности проведения необходимых умственных пониманий, речепроизводство и речепонимание практически отсутствуют. Возможно произнесение не членораздельных звуков и отдельных слов в порядке подражания. Человек воспринимает интонацию, когда с ним говорят. Деятельность крайне стереотипна и ограниченна либо инстинктивными автоматизированными актами, либо непосредственными элементарными движениями – реакцией на раздражители, являющиеся биологически значимыми. Люди ведут преимущественно вегетативный образ жизни и нуждаются в обслуживании.

Педагогические заметки:

Анализ современных действующих программ по физическому воспитанию учащихся
Анализ научно-методической литературы свидетельствует о необходимости коренного изменения организации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. В системе физического воспитания переосмысливаются цели, содержание, методика, формы урочных и внеурочных занятий. Многие недостатки физиче ...

Информатизация образования: плюсы и минусы
Информатизация образования имеет ряд дополнительных достоинств. В совокупности они позволяют говорить о системном влиянии информатизации на образование. Совершенствуются методы и технологии формирования содержания образования. Система образования становится более гибкой, за счет автоматизации многи ...

Формирование оценочной шкалы тестового контроля
Шкала—средство фиксации результатов измерения свойств объектов путем упорядочения их в определенную систему чисел, в которой отношение между отдельными результатами выражено в соответствующих числах. В процессе упорядочения каждому элементу совокупности наблюдаемых эмпирических данных — результату ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru