Выбор и использование музыкального сопровождения на уроке физической культуры

Информация о педагогике » Музыкальное сопровождение на занятиях физической культурой » Выбор и использование музыкального сопровождения на уроке физической культуры

Страница 2

Эта музыка повышает коэффициент полезного действия не только проведённого урока, но и следующих за ним уроков по другим предметам, на которые ученики приходят в хорошем настроении. Под успокаивающую музыку рекомендуется проводить дыхательные упражнения, аутотренинг, упражнения в расслаблении и др. В основном это лирические мелодии, характеризующиеся медленным темпом, тихим и умеренным звучанием. Можно использовать записи естественных звуков природы: шум моря, пение птиц и т.д.

Провожающая музыка может звучать по окончании урока и содействовать ускорению процессов восстановления организма, созданию отвлекающего эмоционального подъёма, переключения внимания на другую деятельность, желанию придти на следующий урок.

Выбирая музыкальные произведения, необходимо учитывать характер выполняемых двигательных действий, при этом можно рекомендовать следующее:

Для музыкального сопровождения строевых упражнений больше всего подходят марши. Для беговых упражнений – быстрые музыкальные произведения, имеющие размер 2/4 (быстрые галопы, быстрые польки, современные мелодии в быстром темпе и т.д.). Для простых ритмических танцев, музыкальных игр, упражнений на внимание используется ритмичная, легко запоминающаяся, бодрая музыка танцевального характера.

Музыка для общеразвивающих упражнений подбирается в соответствии с их характером. Например, к упражнениям на растягивание – плавная, спокойная, к силовым упражнениям – в среднем темпе, с чёткими акцентами, к махам – резкая, энергичная и т.д.

Если упражнение носит комбинированный характер и сочетает резкие и плавные движение, то и музыка подбирается контрастная.

Время использования музыки в уроке, её место в частях урока зависит от направленности урока (игровая, гимнастическая, легкоатлетическая), этапа овладения двигательным действием (ознакомление, разучивание, закрепление, совершенствование), характера двигательных действий.

Следует отметить, что применять музыкальное сопровождение в те промежутки урока, которые требуют от занимающихся усиленного внимания не целесообразно. Во время рапорта, сообщения задач урока, при изучении нового материала, разбора деталей техники двигательного действия, проведения соревнований музыка будет играть роль постороннего раздражителя, снижая активность восприятия необходимой информации и готовности быстрого реагирования на непрерывные изменения в режиме поступающих информативных сигналов. В результате возможен травматизм, особенно при проведении спортивных игр и выполнении сложных гимнастических элементов на снарядах.

Смирновой Ю.В. и Кадыровым Р.М. разработана технология подбора музыкального сопровождения, включающая в себя 6 блоков: формирования цели и задач занятия (целевой); выбора музыкального произведения (отборочный); определения соответствия (идентификационный); анализа музыкального произведения (аналитический); составления композиции (композиционный); апробации и коррекции (коррекционный) (рис. 9).

Целевой блок включает в себя постановку цели и двигательных задач (урока, его части) и определение необходимости наличия музыкального сопровождения, его типа и общей характеристики;

Рис. 9 Технология составления композиции под музыкальное сопровождение.

Отборочный блок определяет прослушивание и отбор музыкальных произведений в соответствии с результатами, полученными в целевом блоке;

Идентификационный блок предполагает выявление соответствия музыкального произведения требованиям.

Аналитический блок включает анализ текстового содержания, характера, образа, темпо-ритмовых характеристик и других средств музыкальной выразительности, музыкальной формы (одно -, двух-, трёх - частная и т.д.) и структуры музыкального произведения, графическую запись.

Композиционный блок предназначен для процесса составления композиции в соответствии с задачами и особенностями музыки. Если произведение не имеет чётко выраженной структуры (имеет одну часть), то распределение движений должно лишь исходить из особенностей направления движения мелодии и силы звука. Если же форма двух- и более частная, то повтор одного и того же движения или определённая комбинация движений желательно начинать и завершать вместе с началом и окончанием той или иной части музыки.

Коррекционный блок включает в себя апробацию композиции под музыку педагогом, первичную коррекцию, затем апробацию на группе занимающихся, анализ полученных данных и повторную коррекцию (если выявлено, что в этом есть необходимость).

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Основные моменты проведения интегрированных уроков по биологии на тему «Структурная организация живой клетки» в 9 классе
Изучая строение и состав клетки, школьники узнают, что они имеют сложное строение. В состав каждой клетки, а значит, и в состав каждого органа и всего растительного и животного организма в целом входят вещества из окружающей среды. При усвоении материала о физиологических процессах, протекающих в к ...

Методы и приемы, направленные на освоение тезауруса по музыкальным формам
Музыка воздействует благодаря целому комплексу выразительных средств. Это - ладогармонический склад, тембр, темп, динамика, метроритм. Они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека. Освоение простейших музыкальных форм, сп ...

Компьютер как современное техническое средство обучения и воспитания
Персональный компьютер (ПК) — универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных и внеклассных занятиях. При этом он вписывается в рамки традиционного обучения с широким использованием всего арсенала средств обучения. П ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru