Общие вопросы организации музыкального сопровождения

Информация о педагогике » Музыкальное сопровождение на занятиях физической культурой » Общие вопросы организации музыкального сопровождения

Страница 1

Музыкальное сопровождение занятий физической культурой – это целенаправленно подобранные и грамотно применяемые музыкальные произведения или их части (музыкальные отрывки, фрагменты), содействующие оптимизации занятия и наиболее эффективному решению его основных задач.

Важно подчеркнуть, что на современном этапе музыка широко применяется во многих как инновационных, так и традиционных направлениях занятий физической культурой, причём с людьми разного возраста и социального статуса, уровня здоровья, развития физических качеств и двигательных способностей, типа темперамента.

Исходя из особенностей форм организации занятий, направленности, цели и задач, контингента занимающихся, применение музыки имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при её выборе и дальнейшем применении.

Вопросы роли и значения музыкального сопровождения в физической культуре уже давно находятся в поле зрения как российских , так и зарубежных исследователей. Так, Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилёва (2003) считают, что целенаправленно подбираемая учителем музыка своими динамическими оттенками непроизвольно регулирует степень напряжения и расслабления мышечных усилий, плавность или порывистость выполняемых двигательных действий. Немаловажное значение для управления процессом выполнения упражнений имеет акцентирование сильных долей такта, отчётливость их выражения и строгая равномерность темпа, при этом сильные доли в музыкальном произведении подсознательно связываются у учеников с нарастанием мышечного усилия и выходом, а слабые с ослаблением мышечного усилия и вдохом.

Использование музыкального искусства в любых форматах занятий физическими упражнениями решает несколько задач, главными из которых можно назвать:

- содействие всестороннему гармоничному развитию личности занимающихся через искусство как синтетическую форму человеческой жизнедеятельности, способ тренировки одновременно тела и души;

- оптимизация организации занимающихся;

- содействие решению задач того или иного направления занятий и каждой части его урока;

- повышение эмоционального фона на занятии;

- создание стилистической, образной, характерной основы для выполняемых двигательных действий;

- содействие концентрации сознания занимающихся на внутренних душевных и телесных ощущениях за счёт влияния специально подобранных средств музыкальной выразительности на подсознание;

- отвлечение от монотонной работы, снятие психоэмоционального напряжения.

Однако следует отметить, что многообразие направлений физической культуры обусловило определённую специфику в использовании музыки. На данном этапе можно выделить три типа применения музыкального сопровождения в физической культуре, определяя их по приоритетной задаче - звуколидер, психолидер, фон.

Безусловно, в каждом из них большое значение играет темпоритмовая основа музыкального произведения, задавая темп и ритмику выполнения двигательного действия, а также характер, заложенный в музыкальной мысли. Однако каждый из этих типов музыкального сопровождения решает, в первую очередь, свою приоритетную задачу, в соответствии с которой и подбирается из всего разнообразия музыкальных произведений (рис.4).

Рис. 4. Типы использования музыкального сопровождения занятий физической культурой, выделенные по приоритетной задаче

Таким образом, приоритетной задачей звуколидера можно назвать создание стилистической, образной, характерной основы для выполняемых двигательных действий.

Приоритетной задачей психолидера может быть указано содействие концентрации сознания занимающихся на внутренних душевных и телесных ощущениях за счёт влияния специально подобранных средств музыкальной выразительности на подсознание.

В свою очередь, приоритетной задачей музыки как фона возможно назвать отвлечение от монотонной работы, снятие психоэмоционального напряжения.

Исходя из выделенных типов музыкального сопровождения по приоритетной задаче, частные требования и рекомендации по их выбору будут иметь некоторую специфику.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании
Компетентностный подход в современном российском образовании представляет собой проблему. Причем, это утверждение остается верным и применительно к научным обсуждениям этого феномена, так и для компьютерного редактора, неизменно обнаруживающего ошибку в прилагательном компетентностный. Подчеркнем, ...

Патриотическое воспитание на уроках литературы
Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к ...

Понятие «качество образования», основные критерии оценки и технологии повышения качества ее
Образование - по законодательству РФ - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специальн ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru