Общие вопросы организации музыкального сопровождения

Информация о педагогике » Музыкальное сопровождение на занятиях физической культурой » Общие вопросы организации музыкального сопровождения

Страница 1

Музыкальное сопровождение занятий физической культурой – это целенаправленно подобранные и грамотно применяемые музыкальные произведения или их части (музыкальные отрывки, фрагменты), содействующие оптимизации занятия и наиболее эффективному решению его основных задач.

Важно подчеркнуть, что на современном этапе музыка широко применяется во многих как инновационных, так и традиционных направлениях занятий физической культурой, причём с людьми разного возраста и социального статуса, уровня здоровья, развития физических качеств и двигательных способностей, типа темперамента.

Исходя из особенностей форм организации занятий, направленности, цели и задач, контингента занимающихся, применение музыки имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при её выборе и дальнейшем применении.

Вопросы роли и значения музыкального сопровождения в физической культуре уже давно находятся в поле зрения как российских , так и зарубежных исследователей. Так, Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилёва (2003) считают, что целенаправленно подбираемая учителем музыка своими динамическими оттенками непроизвольно регулирует степень напряжения и расслабления мышечных усилий, плавность или порывистость выполняемых двигательных действий. Немаловажное значение для управления процессом выполнения упражнений имеет акцентирование сильных долей такта, отчётливость их выражения и строгая равномерность темпа, при этом сильные доли в музыкальном произведении подсознательно связываются у учеников с нарастанием мышечного усилия и выходом, а слабые с ослаблением мышечного усилия и вдохом.

Использование музыкального искусства в любых форматах занятий физическими упражнениями решает несколько задач, главными из которых можно назвать:

- содействие всестороннему гармоничному развитию личности занимающихся через искусство как синтетическую форму человеческой жизнедеятельности, способ тренировки одновременно тела и души;

- оптимизация организации занимающихся;

- содействие решению задач того или иного направления занятий и каждой части его урока;

- повышение эмоционального фона на занятии;

- создание стилистической, образной, характерной основы для выполняемых двигательных действий;

- содействие концентрации сознания занимающихся на внутренних душевных и телесных ощущениях за счёт влияния специально подобранных средств музыкальной выразительности на подсознание;

- отвлечение от монотонной работы, снятие психоэмоционального напряжения.

Однако следует отметить, что многообразие направлений физической культуры обусловило определённую специфику в использовании музыки. На данном этапе можно выделить три типа применения музыкального сопровождения в физической культуре, определяя их по приоритетной задаче - звуколидер, психолидер, фон.

Безусловно, в каждом из них большое значение играет темпоритмовая основа музыкального произведения, задавая темп и ритмику выполнения двигательного действия, а также характер, заложенный в музыкальной мысли. Однако каждый из этих типов музыкального сопровождения решает, в первую очередь, свою приоритетную задачу, в соответствии с которой и подбирается из всего разнообразия музыкальных произведений (рис.4).

Рис. 4. Типы использования музыкального сопровождения занятий физической культурой, выделенные по приоритетной задаче

Таким образом, приоритетной задачей звуколидера можно назвать создание стилистической, образной, характерной основы для выполняемых двигательных действий.

Приоритетной задачей психолидера может быть указано содействие концентрации сознания занимающихся на внутренних душевных и телесных ощущениях за счёт влияния специально подобранных средств музыкальной выразительности на подсознание.

В свою очередь, приоритетной задачей музыки как фона возможно назвать отвлечение от монотонной работы, снятие психоэмоционального напряжения.

Исходя из выделенных типов музыкального сопровождения по приоритетной задаче, частные требования и рекомендации по их выбору будут иметь некоторую специфику.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Методы педагогической коррекции тревоги у детей с умственной отсталостью
Как мы уже сказали выше тревога является эмоцией, однако для того что бы скорректировать высокий уровень тревожности у детей с умственной отсталостью в степени дебильность необходимо проводить коррекционную работу в разных направлениях: корректировать эмоционально-волевую сферу ребёнка, его характе ...

Сущность интеграции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
К настоящему времени можно считать, что в науке обоснованы основные теоретические положения, разработаны ряд практических подходов к реализации идеи интегрированного обучения и воспитания детей со специальными образовательными потребностями. Вместе с тем, в практике обучения мы часто сталкиваемся с ...

Суждения
Так не бывает Пожалуй, неверно Может быть Наверное, да Уверен(а), что да Обычно, все важные решения я принимаю без посторонней помощи. Я легко завязываю разговор с незнакомым человеком. Я никогда по собственному желанию не берусь за выполнение поручений. При подготовке к урокам довольно часто я чит ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru