Главная задача коррекционной педагогики состоит в том, чтобы сделать все школы и учреждения более дружелюбными по отношению к детям с ограниченными возможностями. Одно из главных направлений деятельности на этом пути – устранение всевозможных барьеров в образовании, основывается на социальном подходе к инвалидности. На сегодняшний день существует две модели инвалидности, применяемые на практике.
Медицинская модель определяет инвалидность через наличие нарушений здоровья, имеющихся у ребенка. Основное направление деятельности в рамках медицинской модели – минимизация нарушений через медицинское вмешательство, терапию, ортопедию и т. п.
В рамках разработанной Л.С. Выготским культурно-исторической концепции было доказано, что любой дефект, ограничивая взаимодействие ребенка с окружающим миром, мешает ему овладеть социокультурным опытом человечества. Поэтому, «…надо воспитывать не слепого, но ребенка, прежде всего. Воспитывать же слепого и глухого - значит воспитывать глухоту и слепоту .», писал Л.С. Выготский, предупреждая о возможности превращения коррекционной педагогики в «дефективную». Он противопоставляет лечебной педагогике, ориентирующейся на психическую ортопедию и сенсорное воспитание с помощью формальных упражнений, социальную коррекционную педагогику, снимающую отрицательные социокультурные наслоения в процессе формирования личности в игровой, учебной и других видах деятельности. Поэтому Л. С. Выготский считал необходимым в процессе работы с нетипичными детьми делать ставку не на «золотники болезней, а на пуды здоровья» с целью максимального ослабления, коррегирования «социального вывиха». Положительная оценка определенных проявлений своеобразия нетипичного развития - необходимое основание для разработки системы специального обучения и воспитания с опорой на позитивные возможности детей. Источником приспособления детей с ограниченными возможностями, с инвалидностью к окружающей среде являются сохранные психофизические функции. Функции нарушенного анализатора заменяются интенсивным использованием функционального потенциала сохранных систем. Например, глухой ребенок использует зрительный и двигательный анализаторы. Для слепого ведущими становятся слуховой анализатор, осязание, обонятельная чувствительность. Мы считаем, что проблемное поле социальной интеграции детей с ограниченными возможностями имеет в соответствии с основными положениями экосистемного подхода достаточно четкую уровневую структуру:
первый уровень - проблемы, связанные с социокультурной интеграцией и адаптацией ребенка внутри родительской семьи (микросоциальный уровень);
второй уровень - проблемы, связанные с интеграцией в существующую в обществе систему образования (мезосоциальный уровень);
третий уровень - проблемы, связанные с продуктивным включением в социокультурные процессы в рамках всего общества (макросоциальный уровень).
В рамках медицинского подхода ребенок с инвалидностью – это проблема. В прошлом дети с ограниченными возможностями рассматривались исключительно через призму их нарушения, подвергались обязательному «лечению», институциализации и изоляции от остального общества. Сегодня высокотехнологичные решения, лекарства и методы терапии носят более конструктивный характер, к примеру, слуховые аппараты для людей с нарушениями слуха.
От детей с инвалидностью в рамках социальной модели ожидается приспособление к существующей среде и обществу. Зачастую забывается о том, что у детей-инвалидов также есть их права человека, в частности права быть принятыми такими, какие они есть и право на получение дошкольного и школьного образования.
Если ребенок не может выполнять некое функциональное действие из-за своего нарушения, проблема вновь ищется не в том, как организованно это действие и как его лучше организовать, а в самом ребенке, который не может это действие произвести. Ребенок фактически вбрасывается в школу или учреждение, где тратится много сил и времени на адаптацию к существующей среде и обществу, чтобы позволить ему наравне с другими участвовать в жизни школы.
Педагогические заметки:
Значение интегрированных уроков биологии и химии для
современных школ
При отборе содержания интегрированного урока по биологии следует формировать у учащихся понятие о природе как целой системе, в которой все ее элементы взаимодействуют и постоянно поддерживают самовосстановительный процесс, благодаря чему сохраняется необходимость биофизических и биохимических услов ...
Приёмы развития речевого дыхания
Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы: 1) Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот). 2) Формирование длительного фонационного выдоха. 3) Формирование речево ...
Специфика изучения иностранного языка в младшей школе
На начальной ступени обучения иностранному языку, в 1-4 классе, учащиеся сохраняют еще много из того, что характерно для младшего дошкольного возраста, а именно: у них еще проявляется непроизвольное внимание, т.е. такое внимание, в становлении и поддержании которого весьма незначительна роль волевы ...