Влияние музыки человека: психологические и физиологические факторы

Информация о педагогике » Музыкальное сопровождение на занятиях физической культурой » Влияние музыки человека: психологические и физиологические факторы

Страница 2

- при восприятии музыки происходят изменения в центральной нервной системе;

- музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови, а также повышает и понижает мышечный тонус и стимулирует появление эмоций

- при прослушивании музыки происходит нормализация мозгового кровообращения;

- негромкая мелодичная музыка оказывает успокаивающее воздействие;

- энергичная музыка с четким ритмом умеренной громкости дает тонизирующий эффект;

- мажорная музыка быстрого темпа учащает пульс и увеличивает тонус мышц;

- музыка влияет на уровень различных гормонов в крови;

- музыка способна влиять на общую подвижность и координацию организма;

- музыка изменяет восприятие времени;

- музыка может улучшить память и обучаемость.

В работах ряда учёных доказано, что регулярное восприятие специально подобранной музыки улучшает кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта.

Сегодня учёные разных стран и различных отраслей знания – от психологов, музыковедов, до физиков, математиков и кибернетиков, продолжают изыскания в этой области.

Специальные физиологические исследования, выявили влияние музыки на различные системы человека. Было доказано, что восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения, обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы, звука и тембра. Частота дыхательных движений и сердцебиений изменялась в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения.

Как указывает Доналд Кэмпбелл (Donald Campbell), основатель Института музыки, проведёнными исследованиями доказано, что музыка снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела. Через автономную нервную систему слуховые нервы соединяют внутреннее ухо с мышцами тела. Следовательно, сила, гибкость и тонус мышц зависят от звука и вибраций.

На основании исследований ряда авторов, определены следующие психологические механизмы оздоровительного воздействия музыки:

а) катарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния);

б) облегчение осознания собственных переживаний;

в) конфронтация с жизненными проблемами;

г) повышение социальной активности;

д) приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

е) облегчение формирования новых отношений и установок.

Следует отметить, что в психотерапии существует целое направление, изучающее воздействие различных видов искусства – живописи, поэзии, музыки и танца, и их возможности в лечении человека – арт-терапия.

В частности, на основании анализа литературных источников, выявлено, что на сегодняшнем этапе учёные выделяют музыкальную терапию.

На данном этапе воздействие музыки и танца в большей степени ориентировано на достижение занимающимися психологического комфорта и изучается раздельно.

Такие учёные, как Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская (2001), К. Рудестам (2006) и ряд других, пришли к выводу, что можно использовать музыкотерапию для коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и т.д.

В свою очередь, представляют интерес и возможности воздействия танцевальной терапии, в частности, теория Моше Фельденкрайза, который сформировал свою собственную систему работы с телом.

Согласно его теории, главная задача работы с телом направлена на восстановление связей между двигательными участками коры головного мозга и мускулатурой, которые нарушены за счёт дурных привычек напряжения и других негативных факторов. По его мнению, цель состоит в том, чтобы создать в теле способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности, не посредством увеличения мускульной силы, а посредством возрастающего понимания того, как тело работает.

М. Фельденкрайз указывает, что возрастающее осознание и подвижность могут быть достигнуты посредством успокоения и уравновешивания работы двигательных участков коры головного мозга, так как, чем более они активны, тем менее человек осознаёт тонкие изменения в деятельности. При этом М. Фельденкрайз обнаружил, что человек может достичь чрезвычайно расширенного осознания и становится способен пробовать новые сочетания движений, невозможные ранее. Этот принцип согласуется с законом Вебера-Фехнера, утверждающим, что всякое замечаемое изменение стимула пропорционально интенсивности стимула - то есть, чем сильнее стимул, тем больше его изменение необходимо, чтобы заметить разницу.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Роль решения задач в процессе обучения физике
В последнее время наблюдается тенденция усиления внимания к решению задач при обучении физике, и им отводится значительная часть курса. Решение задач выступает и как цель, и как метод обучения. Метод решения задач с успехом используется учителями при изложении нового учебного материала и его закреп ...

Развитие исторического сознания школьников во внеклассной работе
ХХ век подверг серьезному испытанию российское общество. Мы наблюдаем уничтожение таких величайших жизненных ценностей, как человек, его жизнь и здоровье, Родина, патриотизм. Общество, лишенное здоровых ценностей, не сможет существовать. Новая система ценностей российского общества формируется боле ...

Игровые технологии
“Игровая технология”. Учебные занятия организуются так, чтобы каждый студент целенаправленно реализовал учебную деятельность в соответствии со своими образовательными потребностями. В экономическом образовании технологии, о которых мы ведем речь, носят название деловых игр. Имитационные игры являют ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru