Теоретические основы изучения эмоционального интеллекта младших школьников

Информация о педагогике » Утомляемость и эмоциональный интеллект младших школьников » Теоретические основы изучения эмоционального интеллекта младших школьников

Страница 2

По результатам варианта опросника ЭмИн с помощью кластерного анализа выделили две группы испытуемых: с высоким и низким внутриличностным и межличностным эмоциональным интеллектом, затем сравнили их по t-критерию Стьюдента. В группу с высоким внутриличностным и межличностным эмоциональным интеллектом попало 44 испытуемых, в группу с низкими показателями – 60. Анализировались взаимосвязи показателей ЭмИн с данными шкалы эмоциональной чувствительности по ОФДСИ и методики В.В. Бойко.

Испытуемые с высокими и низкими показателями внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта различаются по всем показателям внутриличностного интеллекта и всем показателям межличностного эмоционального интеллекта. У группы испытуемых с высокими показателями межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта значительно выше результаты и по таким шкалам методики В.В. Бойко, как "Интуитивный канал эмпатии", "Установки, способствующие эмпатии" и "Проникающая способность к эмпатии". Это характеризует людей с высоким уровнем эмоционального интеллекта как более склонных успешно действовать в условиях дефицита информации о партнере, предвидеть действия партнера, они не стараются избегать личных контактов и считают уместным проявлять любопытство к другой личности, умеют создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности.

У испытуемых с высоким уровнем эмоционального интеллекта такие формально-динамические показатели, как интеллектуальная эмоциональность и коммуникативная эмоциональность значительно выше, что характеризует их как более чувствительных к расхождением между ожидаемым и реальным результатом умственной работы, эти люди легче вступают в новые социальные контакты, легче переключаются в процессе общения, более импульсивны в общении и обладают широким набором коммуникативных программ.

Почти все показатели межличностного эмоционального интеллекта коррелируют со всеми остальными показателями эмоциональности и эмпатии, исключение составляет фактор "Интуитивное понимание чужих эмоций". Также фактор "Понимание чужих эмоций через экспрессию" не коррелирует со шкалой "Интуитивный канал эмпатии" методики В.В. Бойко, а фактор "Трудности при понимании чужих эмоций", фактор "Интуитивное понимание чужих эмоций" и общий межличностный эмоциональный интеллект не коррелируют со шкалой "Рациональный канал эмпатии". Фактор "Понимание чужих эмоций через экспрессию" коррелирует отрицательно со всеми показателями, что представляет дальнейший интерес для исследования. Положительная корреляция обнаружена только у факторов "Осознание своих эмоций" и "Эмоциональная открытость".

Исследования эмоционального интеллекта у младших школьников показали, что у детей с высоким эмоциональным интеллектом эмоции являются существенным компонентом принятия решений в реальной жизни, а у младших школьников с низким эмоциональным интеллектом эмоции нарушают контроль за поведением, приводя к необдуманным, импульсивным действиям.

Такой теоретический подход не согласуется с большим количеством исследований, посвященных связям между эмоциональными и когнитивными процессами. Идея о существовании отдельных эмоциональной и когнитивной систем основывается на ошибочном представлении о том, что познавательные процессы, в отличие от эмоциональных, протекают медленно и носят разумный, логический характер. На самом деле когнитивные процессы часто протекают очень быстро, основываются на параллельной переработке информации и приводят к порождению импульсивных действий на основе автоматического извлечения из памяти схематической информации. В то же время эмоциональные процессы, которые часто описываются как мгновенные и иррациональные, основываются на переработке информации и на символических репрезентациях значений, хотя эти репрезентации обычно не осознаются.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Детский рисунок — как средство образного отражения жизненных впечатлений
Детская изобразительная деятельность дошкольника при всем ее своеобразии сходна с аналогичной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный смысл. Не всякий рисунок представляет собой художественный образ. Предназначенный для передачи информации рисунок должен б ...

Пример проведения практического занятия
Практические занятия по дисциплине «Автомобили» проводятся в специализированной лаборатории. Особенностью данной лаборатории является достаточное оснащение инструментом и учебными макетами для изучения любой темы курса. Однако есть и недостатки: темы, в которых необходимо работать с крупными агрега ...

Методические основы изучения темы «Четырехугольники» в курсе геометрии
Изучение четырехугольников в курсе геометрии основной школы является разделом традиционным и достаточно важным во всех периодах школьного образования. В курсе геометрии 7–9-х классов данная тема является весьма актуальной, так как на рассмотренном материале, как на фундаменте, строят и изучают друг ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru