Нельзя недооценить роль музыки в духовной жизни человека, а также колоссальное значение в занятиях физическими упражнениями.
Музыкальное искусство, обладающее большой эмоциональной силой воздействия, способностью передачи тончайших оттенков человеческих чувств, содействует как познанию эмоционального мира других людей, так и самопознанию человека. Философы выделяют специфические особенности музыки как вида художественно-образного отражения действительности посредством эстетического понимания мира.
Искусство музыки возникло на заре человеческой цивилизации и явилось событием не менее значительным, чем когда-то произнесённое первое слово.
Ю.Г. Коджаспиров указывает, что первые объективные сведения об её использовании в жизни человека восходят к верхнему палеолиту, к ориньякской культуре (около 30 – 40 тысяч лет назад). Именно с этого времени в археологических находках вместе с простейшими орудиями труда – костяными и каменными топорами, ножами, иглами, начинают попадаться музыкальные инструменты – свистки, флейты, барабаны. О прикладном применении музыки в целях стимуляции двигательной активности человека этого периода свидетельствуют и изображения в палеолитических пещерах играющих, танцующих и охотящихся под музыку людей.
Музыка, как и каждый вид искусства, связана с деятельностью человеческого сознания. Являясь особой формой сознания, она закрепляет свои познавательные результаты такими средствами, как звуки.
Существует ряд гипотез о её происхождении – мифического, философского и научного характера. Процесс формирования музыки отразила античная мифология.
Мифы повествуют о греческих богах, которые и сотворили различные искусства, в том числе, и музыку.
Однако, по мнению Г. Бореева, в высшей степени вероятно, что греки получили свое знание о зарождении музыки от египтян, которые в свою очередь рассматривали Бога Гермеса как основателя искусств. Согласно легенде, этот бог сконструировал первую лиру, натянув струны на панцирь черепахи. Египетские Боги Осирис и Исида были покровителями музыки и поэзии. Выдающийся древнегреческий философ Платон, описывая эти античные искусства египтян, говорит, что они были такой возвышенной и одухотворенной природы, что только боги или богоподобные люди могли сочинить их. В мистериях (древних богослужениях) лира считалась секретным символом человеческой конституции: корпус инструмента представлял физическое тело, струны — нервы, а музыкант — дух. Играя на нервах, дух, таким образом, сотворил гармонию нормальной музыки, которая, однако, превращается в дисгармонию, если природа человека развращена.
В свою очередь, в Древней Греции, как указывает А.Ф. Лосев, возникла легенда о Боге Пане и прекрасной нимфе Сиринге. В ней объясняется рождение многоствольной свистковой флейты (флейты Пана), встречающейся у многих народов мира. Согласно преданию, Бог Пан, погнавшись за прекрасной нимфой, потерял ее у берега реки и вырезал сладкозвучную свирель из прибрежного тростника, который зазвучал удивительным образом. В этот самый тростник была превращена богами испугавшаяся его прекрасная Сиринга, и именно её голос стал звучать при игре на этом музыкальном инструменте.
Педагогические заметки:
Роль и место чтения в обучении иностранным языкам.Чтение как средство
обучения
Чтение является и целью, и средством обучения иностранному языку. В учебном процессе следует четко различать эти его две функции, так как она определяют методическую организацию всей работы. Чтение как цель обучения. Овладение учащимися умением читать на иностранном языке является одной из прак ...
Организация творческой деятельности учащихся как психолого-педагогическая проблема
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. К сожалению, данные диагностирования р ...
Работа над сочинением-рассуждением в старших классах
Работа по развитию речи детей в 5-8 классах подготавливает детей к итоговой аттестации в 9 классе. Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений введена в рамках Федерального эксперимента по введению профильного обучения. Экзаменационная работ ...