Нельзя недооценить роль музыки в духовной жизни человека, а также колоссальное значение в занятиях физическими упражнениями.
Музыкальное искусство, обладающее большой эмоциональной силой воздействия, способностью передачи тончайших оттенков человеческих чувств, содействует как познанию эмоционального мира других людей, так и самопознанию человека. Философы выделяют специфические особенности музыки как вида художественно-образного отражения действительности посредством эстетического понимания мира.
Искусство музыки возникло на заре человеческой цивилизации и явилось событием не менее значительным, чем когда-то произнесённое первое слово.
Ю.Г. Коджаспиров указывает, что первые объективные сведения об её использовании в жизни человека восходят к верхнему палеолиту, к ориньякской культуре (около 30 – 40 тысяч лет назад). Именно с этого времени в археологических находках вместе с простейшими орудиями труда – костяными и каменными топорами, ножами, иглами, начинают попадаться музыкальные инструменты – свистки, флейты, барабаны. О прикладном применении музыки в целях стимуляции двигательной активности человека этого периода свидетельствуют и изображения в палеолитических пещерах играющих, танцующих и охотящихся под музыку людей.
Музыка, как и каждый вид искусства, связана с деятельностью человеческого сознания. Являясь особой формой сознания, она закрепляет свои познавательные результаты такими средствами, как звуки.
Существует ряд гипотез о её происхождении – мифического, философского и научного характера. Процесс формирования музыки отразила античная мифология.
Мифы повествуют о греческих богах, которые и сотворили различные искусства, в том числе, и музыку.
Однако, по мнению Г. Бореева, в высшей степени вероятно, что греки получили свое знание о зарождении музыки от египтян, которые в свою очередь рассматривали Бога Гермеса как основателя искусств. Согласно легенде, этот бог сконструировал первую лиру, натянув струны на панцирь черепахи. Египетские Боги Осирис и Исида были покровителями музыки и поэзии. Выдающийся древнегреческий философ Платон, описывая эти античные искусства египтян, говорит, что они были такой возвышенной и одухотворенной природы, что только боги или богоподобные люди могли сочинить их. В мистериях (древних богослужениях) лира считалась секретным символом человеческой конституции: корпус инструмента представлял физическое тело, струны — нервы, а музыкант — дух. Играя на нервах, дух, таким образом, сотворил гармонию нормальной музыки, которая, однако, превращается в дисгармонию, если природа человека развращена.
В свою очередь, в Древней Греции, как указывает А.Ф. Лосев, возникла легенда о Боге Пане и прекрасной нимфе Сиринге. В ней объясняется рождение многоствольной свистковой флейты (флейты Пана), встречающейся у многих народов мира. Согласно преданию, Бог Пан, погнавшись за прекрасной нимфой, потерял ее у берега реки и вырезал сладкозвучную свирель из прибрежного тростника, который зазвучал удивительным образом. В этот самый тростник была превращена богами испугавшаяся его прекрасная Сиринга, и именно её голос стал звучать при игре на этом музыкальном инструменте.
Педагогические заметки:
Эффективность профессиональной ориентации моу для детей мук
Необходимым компонентом любой системы профессиональной ориентации является обратная связь, обеспечивающая надежную и достоверную оценку эффективности профориентационных мероприятий, то есть того, в какой мере удалось реализовать поставленные цели и задачи профориентационной помощи. В этой связи зак ...
Воспитание как процесс формирования системы отношений человека к миру
В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практическ ...
Методы диагностики по формированию технических навыков и умений у детей
старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе
эксперимента
В первой главе мы теоретически обосновали педагогические условия формирования технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить, что уровень развития те ...